Езда по выделенной полосе – когда можно ездить по автобусной полосе?

Практически в каждом городе существуют дороги с полосой, специально выделенной для общественного транспорта. В народе ее часто именуют «автобусной». Название говорит само за себя – логично, что по такой полосе должен двигаться общественный маршрутный транспорт, однако у обычных водителей часто возникают сложности с распознаванием подобных полос. Обсудим штрафы, которые предусмотрены законодательством за езду по выделенной полосе, а также ситуации, когда выезд на автобусную полосу разрешается.

Что такое полоса для общественного транспорта?

Необходимость в появлении выделенной полосы для общественного транспорта возникла потому, что из-за интенсивности движения на некоторых участках дороги потребовалось разделить основной поток машин и маршрутный транспорт, чтобы последнему не пришлось долгое время стоять в пробках.

Важно: водителям автобусов и троллейбусов не обязательно пользоваться именно выделенной полосой. Например, если на дороге есть еще одна попутная полоса, помимо автобусной, и она отделена от нее прерывистой линией разметки, то при желании или необходимости маршрутный транспорт может выезжать на данную полосу абсолютно законно. То есть общественный транспорт в данном случае имеет больше прав и возможностей для маневрирования, чем обычные автомобили.

На каких дорогах чаще всего можно увидеть полосу для маршрутных транспортных средств? Как правило, она встречается в двух случаях:

  • Когда на проезжей части вместе с автобусной полосой есть несколько других попутного направления, предназначенных для движения остального транспорта.
  • Когда полоса для маршрутных транспортных средств является встречной по отношению к полосам, по которым двигаются другие автомобили. Данные дороги часто ассоциируются у водителей с односторонним движением, но это неверно. Поэтому выезд на встречку (движение по выделенной полосе) наказывается в такой ситуации лишением прав.

Важно: многих интересует вопрос – разрешается ли такси ездить по выделенной полосе? В настоящее время правила дорожного движения допускают такую возможность для такси, которые работают законно, то есть имеют разрешение на перевозку пассажиров. В Москве таким таксистам выдают специальные желтые номера.

Как можно распознать выделенную полосу?

Конечно, водителям в крупных городах, где распространены выделенные полосы, любопытно – как же их обнаружить? На что следует обратить внимание? В ПДД существуют определенные дорожные знаки (Рисунок 1), информирующие автомобилистов о том, что на дороге есть специальная полоса, предназначенная для автобусов, троллейбусов и т.д.:

  • Знаки 5.11.1 и 5.12.1 указывают на начало и конец проезжей части, на которой присутствует выделенная полоса для общественного транспорта, расположенная навстречу потоку автомобилей.
  • Знаки 5.13.1 и 5.13.2 предупреждают о том, что пересекаемая водителями дорога имеет автобусную полосу.
  • Знаки 5.14 и 5.14.1 располагаются над выделенной полосой: первый означает ее начало, а второй – конец.
Рисунок 1
Рисунок 1

Важно: автомобилистам стоит учесть один нюанс – когда дорожный знак расположен справа от проезжей полосы, он действует только на правую полосу.

Штраф за езду по выделенной полосе

В наше время количество машин на дорогах огромно, поэтому почти каждый водитель рано или поздно оказывается на дороге в час пик, попадая в пробку. В такой ситуации большинство людей стремится быстрее приехать домой или на работу и начинает изыскивать возможности для осуществления этого желания. Иными словами, многие хотят схитрить. Особенно подстегивает «стадный инстинкт» – кто-то нарушает правила, а другие повторяют его «подвиг». Выделенная полоса для общественного транспорта на забитой машинами дороге так и приманивает обычных автолюбителей. Однако прежде чем бросаться во все тяжкие и выезжать на автобусную полосу, необходимо четко представлять и оценивать последствия. Самое безобидное, что может произойти, – это наказание в виде денежного взыскания. Но не стоит забывать о вероятности лишиться прав или попасть в ДТП.

Штраф за езду по выделенной полосе зависит от ситуации:

  • Водители, которые выехали на полосу встречного движения для маршрутного транспорта, наказываются штрафом в размере 5000 рублей или конфискацией прав на срок от четырех месяцев до полугода (часть 4 статьи 12.5 КоАП РФ).
  • Движение по полосе общественного транспорта, являющейся попутной, приведет к денежному взысканию в сумме 1500 рублей (часть 1 статьи 12.17 КоАП РФ). Для Москвы и Санкт-Петербурга штраф больше – он составляет 3000 рублей.
  • Остановка на выделенной полосе повлечет за собой штраф в 1500 рублей. Автолюбителям, ездящим по дорогам Москвы и Санкт-Петербурга, придется заплатить 3000 рублей. Стоянка на полосе, предназначенной для маршрутного транспорта, будет иметь аналогичные последствия. Кроме того, машину могут эвакуировать и увезти на штрафную стоянку.

Важно: автолюбителей, нарушающих правила маневрирования и не выезжающих на выделенную полосу при повороте, когда это разрешено ПДД, ждет штраф в размере 500 рублей.

Некоторые водители думают, что, если в зоне видимости не наблюдаются сотрудники ГИБДД, можно ездить по выделенной полосе, не боясь ответственности. Однако в настоящее время большинство подобных дорог оборудованы специальными комплексами, фиксирующими нарушения в автоматическом режиме. Поэтому наказания за игнорирование ПДД избежать сложно – штраф за автобусную полосу придет «письмом счастья». Очень много случаев, когда с помощью камер штрафуют московских таксистов, обладающих разрешением на перевозку пассажиров, но ездящих с белыми номерами. Конечно, такое наказание можно оспорить как самостоятельно, так и обратившись за помощью к автоюристу.

Полоса для общественного транспорта — когда можно ездить?

Обсудим некоторые ситуация, при которых разрешается выезжать на полосу, предназначенную для маршрутного транспорта.

Во-первых, выезд на выделенную полосу возможен только в том случае, когда она отделена от других полос посредством прерывистой линии дорожной разметки.

Важно: если между автобусной полосой и обычной нарисована сплошная линия или вообще нет абсолютно никакой разметки, то выезд на выделенную полосу категорически запрещен ПДД в любом случае.

Во-вторых, автомобилист будет обязан выехать на полосу для маршрутного транспорта, если ему необходимо совершить поворот. Например, автобусная полоса расположена в правой части дороги, водитель едет по левой попутной полосе и собирается повернуть направо. Если полосы отделены друг от друга прерывистой линией, то он должен перестроиться на выделенную полосу и осуществить поворот с нее.

В-третьих, автолюбитель имеет право выехать на выделенную полосу:

  • Если он въезжает на дорогу через полосу для общественного транспорта;
  • Если он решает совершить остановку с целью посадить или высадить пассажиров у правого края дороги. Причем в данном случае важно следить, чтобы маневр не привел к созданию помех для движения троллейбусов и автобусов.

В водительской среде бытует миф, что по выходным дням можно законно ездить по полосе для общественного транспорта. Но обычная выделенная полоса в выходные дни ничем не отличается от нее же в будни, поэтому езда машин по ней не допускается. Однако движение возможно, если помимо знака, информирующего о наличии полосы для маршрутного транспорта, есть знак 3.1 «Въезд запрещен» (в простонародье «кирпич»), сочетающийся с какой-либо из нижеперечисленных табличек (Рисунок 2):

  • 5.2 – дает водителям понять, что «кирпич» и знак автобусной полосы действительны лишь по будням, то есть с понедельника по пятницу.
  • 5.6 – оповещает, что движение обычных автомобилей по выделенной полосе запрещено только по рабочим дням в определенный период времени.
  • 5.3 – информирует о днях недели, когда не допускается ездить по автобусной полосе.
  • 5.7 – говорит о запрете движения по выделенной полосе только в конкретные день недели и время.
Рисунок 2
Рисунок 2

То есть вне оговоренных временных интервалов ездить по полосе для маршрутного транспорта обычным автомобилистам разрешается при соблюдении вышеперечисленных условий.

Сохраните статью в 2 клика:


Таким образом, выделенные полосы предназначены для движения автобусов, троллейбусов и других маршрутных транспортных средств. Простые автомобилисты несут ответственность за езду по полосе для общественного транспорта – наказания зависят от ситуации: в лучшем случае можно получить штраф в 500 рублей, а в худшем – лишение прав и денежное взыскание в 5000 рублей. Существуют случаи, когда выезд на выделенную полосу возможен, например, при повороте или остановке с целью высадки пассажиров (если нет других нюансов, запрещающих подобные маневры). Не стоит пренебрегать правилами дорожного движения, так как неправомерное движение по автобусной полосе может привести к аварии.