Минимальный класс среди допущенных водителей – как определить?

Что влияет на формирование итоговой стоимости страховки ОСАГО? Что такое коэффициент бонус-малус, как он может изменить сумму выплат по страховому полису и зависит ли она от класса водителя? С подобными вопросами часто сталкиваются автовладельцы при оформлении полиса, не подозревая, что эти понятия взаимосвязаны. Знание механизма формирования цены ОСАГО и способов снижения используемых в расчетах коэффициентов позволит существенно сэкономить на покупке страховки.

От чего зависит стоимость страховки ОСАГО?

Стоимость страхового полиса ОСАГО не является постоянной величиной и зависит от произведения ряда коэффициентов, которые используются при расчетах. Среди них базовый страховочный тариф транспортного средства – ТБ. Его величина зависит от модели, технических характеристик и года выпуска автомобиля. Каждая страховая компания имеет право устанавливать свои тарифы для каждого типа автотранспорта.

Водительский коэффициент бонус-малус – КБМ – зависит от производимых выплат и аварийных случаев, также при этом учитывается персональная страховая история и параметры транспортного средства. Автовладельцы должны знать, что значение КБМ будет увеличиваться с каждым зафиксированным аварийным случаем. Повышение водительского класса осуществляется с каждым новым оформлением полиса ОСАГО на несколько пунктов при условии, что за истекший период не произошло ДТП и соответствующих выплат. В противном случае классность водителя понижается (и он не может рассчитывать на повышение существующих скидок).

На формирование цены на страховку по ОСАГО также влияет территориальный коэффициент, который не является постоянным и зависит от регионов. К примеру, в Ростовской области его величина равна 0.7, в то время как для столицы значение составляет 2.

Коэффициент открытого страхового полиса рассчитывается в зависимости от количества вписанных в него лиц, которые допускаются к управлению транспортным средством. Если помимо владельца никто не будет водить машину, в полисе указывается ограниченное количество лиц, допущенных к управлению, а коэффициент рассчитывается из значения 1. Если количество водителей, которые могут быть допущены к управлению, не ограничено, КО повышается до величины 1.8. Это связано с увеличением рисков во время наступления страховых случаев, когда транспортное средство использует большое количество водителей.

Коэффициент возраста и водительского стажа зависит от стажа водителя (опыт вождения более или менее 3 лет), а также его возраста (моложе или старше 22 лет). При расчете учитывается и продолжительность периода использования транспортного средства. Если авто не используется в течение 2 месяцев и более, водитель может рассчитывать на предоставление скидки от страховой компании, для чего необходимо сообщить о данном факте ее представителям.

В случае выявления и фиксации у автовладельца случаев нарушения ПДД насчитывается соответствующий коэффициент, величина которого может колебаться от 1 до 2. Чем больше водитель допустил нарушений, тем дороже в дальнейшем для него будет стоить страховой полис.

Не считая базового коэффициента (ТБ), другие расчетные показатели могут быть снижены автовладельцами, что позволит в меньшую сторону изменить итоговую стоимость полиса ОСАГО. Так, значение КТ (территориального коэффициента) может быть уменьшено за счет оформления транспортного средства на кого-либо из родственников, который проживает в регионе с меньшим коэффициентом.

Важно: при оформлении транспортного средства на родственников, проживающих в регионах с меньшим коэффициентом, необходимо дополнительно составить завещание, в котором будет указано, что в случае смерти последнего машина будет передана в пользование реальному владельцу (вам). Это необходимо сделать для того, чтобы в дальнейшем можно было продать автомобиль либо переоформить его на другого владельца. Обратите внимание, что родственник, на которого оформляется автомобиль с целью уменьшения коэффициента, имеет полное право на него после подписания соответствующих документов (практически бывший владелец дарит свое имущество другому лицу). Поэтому, прежде чем решиться на такой шаг, необходимо быть уверенным в его порядочности, иначе может потребоваться помощь юриста для решения возникшей проблемы.

Автовладельцы, за которыми не числятся ДТП и иные нарушения ПДД, могут рассчитывать на уменьшение бонус-малуса и коэффициента нарушений. Это позволит существенно удешевить итоговую стоимость страховочного полиса обязательной автогражданки.

Класс страхования ОСАГО — что это?

Каждый водитель обязан оформить полис ОСАГО, при этом следует знать, что существует класс страхования. Он представляет собой понижающий либо повышающий коэффициент езды, который применяется при расчете стоимости полиса на определенное время. Он необходим для поощрения водителей, которое заключается в предоставлении скидок при оформлении автогражданки.

Класс страхования ОСАГО напрямую зависит от мастерства водителя и количества аварий, произошедших по его вине. Если автовладелец не допустил ни одного дорожно-транспортного происшествия, его класс повышается, а коэффициент безаварийности будет ниже.

Важно: классность водителя влияет на класс страхования ОСАГО. Если автовладелец не нарушает ПДД и не является виновником аварий, ему в обязательном порядке присваивается более высокий класс мастерства. Если по какой-либо причине этого не сделали представители страховой компании, данный вопрос легко решается путем написания заявления в Роспотребнадзор или Прокуратуру. Отслеживание своего статуса необходимо проводить регулярно, поскольку это позволит получить существенную скидку при следующем оформлении автогражданки.

Как формируется класс водителя?

Водительская дисциплина и езда без ДТП влияют на формирование классности. Если автовладелец за истекший страховой период ездил без нареканий и не прибегал к услугам страховой компании (выплаты компенсаций потерпевшим в ДТП по его вине), ему присваивается более высокий класс мастерства. Страховая компания учитывает при этом следующие показатели:

  • возраст страхователя (молодые водители не могут рассчитывать на получение высокого класса);
  • общий стаж вождения;
  • количество ДТП и фактов обращения в страховую компанию для выплат компенсаций за прошлый страховой период.

Водители, получающие классность впервые, должны знать, что им присваивается коэффициент безаварийности, равный 1 (3-й класс водительского мастерства). В случае отсутствия ДТП и нарушения ПДД класс повышается на 1 единицу, а коэффициент понижается на 0.05. Если в течение 10 лет за автовладельцем не числится ни одного нарушения, он может рассчитывать на снижение стоимости страхового автогражданского полиса на 50%.

Как определить класс водителя при ОСАГО?

Каждый автовладелец может самостоятельно узнать класс, присвоенный ему страховой компанией для расчета стоимости полиса ОСАГО. Самым простым способом является посещение официальных сайтов Российского союза автостраховщиков и Каскометр.ру. В единой электронной базе хранится информация обо всех водителях. Чтобы определить свой класс, нужно в специальной форме ввести паспортные данные и номер водительских прав.

После проверки представленной информации о себе водитель получит подробную страховую историю и сможет узнать статус присвоенного ему класса. Такие данные просто необходимы после переоформления полиса ОСАГО, поскольку позволят контролировать текущую ситуацию и реальную стоимость услуг. То же касается и страховых компаний, которые обязаны проверить отсутствие фактов нарушений ПДД со стороны водителя, чтобы правильно рассчитать стоимость нового полиса по результатам прошедшего года.

Если водитель точно знает присвоенный ему класс с учетом результатов прошлого страхового года, определить его на будущий сезон не составляет никаких сложностей. Для этого необходимо воспользоваться данными таблицы (см. ниже) с коэффициентами бонус-малусов. Предположим, водителю присвоен 9 класс, а коэффициент бонус-малуса равен 0.7, что соответствует 30% скидки на стоимость страхового полиса.

Если класс на начало годового страхования присвоен 9, а значение в столбце «Отсутствие страховых выплат» равно 10, то это и есть класс водителя, который ему будет присвоен на следующий год. Более того, при отсутствии аварий и обращений в страховую компанию автовладельцу присвоят коэффициент 0.65, что соответствует 35% скидки на стоимость страховки. В случае совершения водителем одного ДТП, его класс на следующий год будет понижен до 5-го, размер скидки составит всего 10%.

Автовладельцы должны периодически сверять соответствие присвоенного им класса. Этому есть ряд причин:

  • во избежание пользования услуг мошеннических фирм;
  • для исключения ошибок со стороны страховой компании, производящей расчет КБМ;
  • для выявления неточного ввода данных во время оформления договора.

Нередко случается так, что водители даже не подозревают, что пользуются услугами страховых компаний-мошенников. Найденные в ходе проверки неточности можно легко устранить, включая ошибки оператора, который заносил данные о водителе в электронную базу.

Что такое минимальный класс среди допущенных водителей?

Минимальный водительский класс обозначается латинской литерой «М» и может быть присвоен автовладельцу лишь в случаях, когда он становится виновником ДТП и иных нарушений ПДД, повлекших за собой возникновение страховых случаев.

Нулевой, 1-й и 2-й классы присваиваются автовладельцам лишь при условии, что они становятся виновниками ДТП. При наступлении страхового случая стоимость полиса повышается, при этом снижается водительский класс. Если автовладельцу присваивается минимальный класс, цена страховки может возрасти до 145% цены самой страховки (при коэффициенте 2.45). Такое возможно, если водитель нарушил правила движения и допустил столкновение с другими транспортными средствами 4 и более раз за год.

Обратите внимание, что, если водителю присваивается любой класс ниже 3-го, при том что последний не является виновником ДТП, это является мошенническими действиями со стороны сотрудников страховой компании, которые хотят воспользоваться неосведомленностью автовладельца и заработать на этом.

Что такое КБМ и как его узнать (+ таблица)

Водительский класс на начало страхового года  

 

КБМ

Класс водителя по окончании срока страхования за 1 год с учетом страховых случаев, произошедших в период действия текущего договора
Отсутствие страховых выплат (0) Страховая выплата 1 Страховая выплата 2 Страховая выплата 3 Страховая выплата 4
М 2.45 0 М М М М
0 2.30 1 М М М М
1 1.55 2 М М М М
2 1.40 3 1 М М М
3 1.00 4 1 М М М
4 0.95 5 2 1 М М
5 0.90 6 3 1 М М
6 0.85 7 4 2 М М
7 0.80 8 4 2 М М
8 0.75 9 5 2 М М
9 0.70 10 5 2 1 М
10 0.65 11 6 3 1 М
11 0.60 12 6 3 1 М
12 0.55 13 6 3 1 М
13 0.50 13 7 3 1 М

В российской системе автострахования существует бальная система поощрения водителей, которая напрямую зависит от их классности. Коэффициент бонус-малус — выражение класса водителя. Он используется для начисления размера скидки на стоимость страхового полиса ОСАГО. Иными словами, чем лучше водительская дисциплина и меньше нарушений относительно ПДД, тем меньше придется заплатить за автогражданку в следующем сезоне.

В таблице представлены классы водителей, размеры предусмотренных скидок, а также возможное присвоение классности в случае вины автовладельцев при наступлении страховых случаев. В колонках они разбиты по категориям, в которых можно видеть понижение классности и скидок. О том, как пользоваться представленной таблицей, мы писали выше в разделе об определении класса водителей.

Можно ли получить бонусы за езду без аварий?

Да, можно. Бонусы будут начисляться водителям, их можно получить в виде дополнительной скидки, если в течение всего страхового периода автовладельцы не нарушали ПДД и не провоцировали возникновение аварий.

Сохраните статью в 2 клика:


Каждый водитель имеет стимул, чтобы не допускать аварийных ситуаций и нарушений правил дорожного движения. Безупречная езда поощряется системой скидок, которая позволит сэкономить существенную часть бюджета при оформлении обязательного автогражданского страхования.