Несоблюдение дистанции – размер штрафа, примеры

Сейчас дорожные пробки являются печальной реальностью в городских условиях. Конечно, большинство водителей спешит по делам, поэтому хочется максимально быстро попасть в место назначения. Но все чаще автолюбители забывают о том, что нужно соблюдать безопасную дистанцию между машинами. В противном случае очень легко попасть в ДТП, а также получить штраф. Обсудим понятия дистанции и бокового интервала.

Что такое безопасная дистанция между машинами?

Все автомобилисты понимают, что не за горами авария, если одна машина будет ехать за другой на слишком близком расстоянии. Водитель первого транспортного средства может резко затормозить, тогда следующее за ним авто просто не успеет сделать то же самое – не хватит ни времени, ни дистанции. Конечно, всех интересуют цифры. Какое расстояние будет безопасным? Сколько в метрах? Но однозначного ответа на данный вопрос правила дорожного движения не дают. Нужно соблюдать такую дистанцию, чтобы она позволила не допустить ДТП в случае непредвиденных обстоятельств. В пункте 9.10 ПДД говорится, что водитель должен придерживаться той безопасной дистанции, которая позволит ему избежать как прямого, так и бокового столкновения с другими автомобилями. То есть конкретной цифры, измеряющей расстояние до впереди идущего транспортного средства, нет. Но в каждой ситуации можно приблизительно определить безопасную цифру. Как это сделать – поговорим ниже.

Важно: существует исключение – знак 3.16, четко информирующий водителя о минимальном расстоянии (в метрах), необходимом между двумя машинами при движении в потоке.

Дорожный знак 3.16 "Ограничение минимальной дистанции"
Дорожный знак 3.16 «Ограничение минимальной дистанции»

К сожалению, не все водители осознают разницу между дистанцией и боковым интервалом. Для обеспечения безопасности движения важно учитывать оба момента. Обратимся к рисунку. Промежуток от бока одного ТС до бока другого, движущегося по соседней полосе, называется боковым интервалом. Дистанция – это расстояние от одного авто до другого, едущего впереди в той же полосе. Как ее рассчитать, чтобы избежать столкновения? Для этого надо учесть два параметра:

  • Остановочный путь – расстояние, которое проедет ТС с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.
  • Тормозной путь – расстояние, пройденное машиной после того, как тормозная система начнет срабатывать, до полной остановки автомобиля.

Сотрудники ГИБДД при авариях обычно указывают в протоколе тормозной путь, определяя его по следу шин на дороге.

Как грамотно выбрать дистанцию?

Существуют некоторые моменты, важные при выборе безопасной дистанции и бокового интервала:

  • Состояние дорожного покрытия и погодные условия – логично, что на обледенелой или мокрой дороге затормозить гораздо сложнее, чем на сухой, поэтому дистанция в таком случае должна быть значительно больше.
  • Скоростной режим – еще со времен обучения в автошколе водители помнят, что с увеличением скорости расстояние до впереди едущего авто и боковой интервал также нужно увеличить.
  • Технические особенности и характеристики автомобиля – каждый автолюбитель оценивает состояние и возможности своего транспортного средства, на них стоит обращать внимание при выборе дистанции. Например, если едущая впереди вас машина на шипованной резине резко тормозит, то вы, предпочитающий всесезонку, при непродуманной дистанции просто не успеете остановиться, став виновником ДТП.
  • Место движения – как правило, в городских условиях, где частым явлением оказываются пробки, стандартное расстояние между автомобилями меньше, чем при езде по автомагистрали. Почему? Из-за различий в скорости – в городском цикле скоростной режим существенного ограничен.
  • Время реакции автомобилиста – обычно новичку на дороге требуется несколько больше времени, чтобы начать действовать при возникновении нестандартной ситуации, поэтому при выборе дистанции водителям следует учитывать индивидуальные особенности.

Одним из главных параметров, позволяющих перейти от гипотетических рассуждений к реальным и всеми любимым цифрам, является время, за которое водитель отреагирует на проблему. То есть человек не может молниеносно нажать на тормоз, увидев на дорожном полотне препятствие, на это требуется время. У всех оно разное, но экспериментальным путем было доказано, что время реакции у абсолютно разных людей отличается и находится в интервале от 0,4 до 1,6 секунды. Тогда среднестатистический человек сориентируется за 1 секунду, но неопытным водителям лучше примерять на себя максимальный вариант – 1,6 секунды.

Но есть и другой нюанс – технике время тоже необходимо. Инженерами было определено, что гидравлический привод тормозной системы срабатывает через 0,1-0,4 секунды после нажатия педали тормоза. Таким образом, автомобиль будет продолжать ехать около 2 секунд после того, как человек, сидящий за рулем, увидит опасность. Только потом начнется торможение. А при небезопасной дистанции за это время можно легко и непринужденно въехать в задний бампер машины, двигающейся впереди.

Важно: если автомобиль едет по сухому дорожному покрытию, то безопасная дистанция для него – это расстояние, которое он преодолеет за 2 секунды. Например, скорость машины составляет 50 км/ч, значит, за 2 секунды она проедете примерно 28 метров. При скорости в 80 км/ч – автомобиль проезжает приблизительно 44,5 метра за 2 секунды.

Это пример расчета для неопытного или медлительного автолюбителя. Для самого быстрого водителя (со временем реакции 0,4 секунды) безопасное расстояние до впереди едущего авто составит около 18 метров (при скорости 80 км/ч и времени срабатывания тормозной системы 0,4 секунды). При мокрой или грязной дороге цифры возрастут примерно в полтора раза, в дождь или гололед – минимум в 3 раза.

Примеры несоблюдения дистанции

Предположим, вы беззаботно движетесь по дороге, как вдруг нежданно прямо перед авто на проезжую часть выскакивает пешеход (собака, кошка, лось и т.д.). Что делать? Девяносто девять человек из ста сразу инстинктивно нажмут на тормоз. Вы поступаете аналогично, не посмотрев предварительно в заднее зеркало – просто нет времени на это. Но едущий за вами нетерпеливый водитель не стал затруднять себя соблюдением безопасной дистанции, желая при первой возможности совершить обгон. Скорее всего, результатом такой ситуации будет ДТП, виновником которого будет тот, кто пренебрег безопасной дистанцией.

Другой случай – вы едете за другим транспортным средством, неминуемо приближаясь к регулируемому перекрестку. Светофор начинает мигать зеленым, а вы замечаете, что впереди едущий автомобиль начинает набирать скорость. Повинуясь сиюминутному порыву (или стадному инстинкту), вы тоже давите на педаль газа, чтобы проскочить перекресток вместе. Но водитель, за которым вы движетесь, внезапно поменял свое решение и затормозил. А вы все внимание сосредоточили на светофоре, думая только о том, успеете ли вы проехать на зеленый. Конечно, итог понятен – вы с треском въедете в нерешительное авто. Только виновником будете все равно вы, потому что дистанцию следует соблюдать. В этой ситуации может оказаться нерационально размахивать перед сотрудником ГИБДД записью с регистратора, так как ваше поведение легко отнести к опасному вождению, а за него предусмотрен значительный штраф.

Важно: водитель имеет право предоставить запись с регистратора не только на месте аварии, но и позднее. Если вы не уверены в законности своих действий, то не показывайте запись без консультации юриста.

Штраф за несоблюдение дистанции

Как правило, довольно проблематично зафиксировать несоблюдение дистанции между транспортными средствами при простом движении в потоке. Поэтому штрафы за данное правонарушение выписываются постфактум, то есть после случившейся аварии.

Возможны следующие виды наказания:

  • Если водитель проигнорировал знак 3.16 «Ограничение минимальной дистанции», то штраф составит 1500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ). Аналогичная мера ответственности ждет и за несоблюдение бокового интервала.
  • Если произошла дорожно-транспортная ситуация и было зафиксировано превышение скоростного режима, то водители рискуют получить дополнительное денежное взыскание в размере 500-5000 рублей (в зависимости от того, насколько скорость была превышена). Нарушение классифицируется в соответствии со статьей 12.9 КоАП РФ.

Когда штраф не может быть вынесен?

Сотрудники ГИБДД не имеют права выписывать штраф в следующих случаях:

  • Если дорожно-транспортного происшествия не было.
  • Если одно из двух транспортных средств, участвовавших в аварии, не находилось в движении, то есть было, например, припарковано.

Важно: штраф за несоблюдение дистанции при ДТП можно получить, только если обе машины двигались.

Как определяется нарушитель правил?

В большинстве случаев виновным признается водитель, совершивший столкновение с впереди движущимся автомобилем, так как он нарушил пункты 10.1 и 9.10 ПДД. Почему? Не успел среагировать в связи с недостаточной дистанцией. Конечно, бывают трудные случаи, когда, например, вы движетесь по дороге, соблюдая безопасное расстояние до другого транспортного средства, но внезапно с обочины на полосу выезжает машина, вклиниваясь между вами, что приводит к резкому уменьшению дистанции. Если это авто неожиданно притормозит, то вы можете с ним столкнуться. По логике получается, что виноват тот, кто вклинился, но доказать это обычно сложно, поэтому стоит иметь в автомобиле авторегистратор.

Сохраните статью в 2 клика:


Большинство ДПТ, происходящих по причине игнорирования безопасной дистанции, происходят перед пешеходными переходами, перекрестами, искусственными неровностями, поэтому водителям, приближающимся к подобным объектам, следует учитывать множество моментов и быть предельно внимательными. Автолюбители должны знать, что в большинстве случаев виновным признается тот, кто въехал в другой автомобиль. Штраф за несоблюдение дистанции и бокового интервала выписывается только после случившейся аварии, его размер 1500 рублей.