Обгон — это… Чем отличается обгон от опережения?

Водитель, управляющий механическим транспортным средством (легковым или грузовым автомобилем, мотоциклом, автобусом или троллейбусом), неизбежно подвергает риску жизнь и здоровье — как свои, так и окружающих людей. Можно выделить четыре основных группы факторов риска:

  1. Неисправность собственного транспортного средства.
  2. Мешающие управлению хронические заболевания, внезапное ухудшение самочувствия, невнимательность или заведомо неправильное поведение водителя.
  3. Упомянутые выше факторы, относящиеся к окружающим водителям и пешеходам.
  4. Иные не зависящие от воли водителя обстоятельства (катаклизмы, катастрофы, теракты).

И хотя полностью исключить риск невозможно, есть способы свести его к минимуму. Производители транспортных средств устанавливают в них новейшие системы безопасности, дорожное движение управляется регулировщиками и светофорами, а для рядовых его участников разработан свод правил, при соблюдении которых вероятность несчастного случая минимальна.

Обгон и опережение — в чём разница?

Однако не всё так просто. Водитель не может постоянно передвигаться с одинаковой скоростью и по прямой линии: рано или поздно придётся повернуть, остановиться, перестроиться, опередить или обогнать впереди идущую машину. Последние два действия (обгон и опережение) принципиально схожи, и начинающие водители, успевшие подзабыть теорию, часто не могут ответить, чем одно отличается от другого. Попробуем разобраться.

Что такое обгон?

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения (сокращённо ПДД) обгон является разновидностью опережения, связанной с временным выездом на полосу встречного движения. Такой манёвр по умолчанию опасен (существует угроза лобового столкновения с автомобилем, движущимся навстречу по своей полосе) и во многих случаях запрещён Правилами дорожного движения.

Обгон
Обгон

Необходимо также отметить, что обгон или опережение могут осуществляться только в отношении движущегося транспортного средства; в противном случае действие будет считаться объездом.

Что такое опережение?

Опережение, согласно тому же пункту Правил дорожного движения, представляет собой движение в пределах своей полосы (независимо от ряда) с большей, чем у впереди идущих транспортных средств, скоростью. Таким образом, водитель может производить опережение как строго по прямой линии, так и маневрируя влево или вправо; самое главное — в любой момент времени не выходить на сторону встречного движения.

Опережение
Опережение

Правила совершения манипуляций

Порядок маневрирования в случае обгона и опережения вытекает непосредственно из их определений. В Правилах дорожного движения также чётко прописаны ограничения для обоих действий.

Обгон

Общий порядок обгона достаточно прост:

  1. Водитель, убедившись в отсутствии прямой опасности, выезжает на полосу встречного движения, предупреждая об этом окружающих включением левого сигнала поворота.
  2. Продолжая манёвр, автомобилист опережает движущееся в одном с ним направлении и по своей полосе транспортное средство (или несколько транспортных средств). Поворотники при этом должны быть уже выключены.
  3. По завершении обгона водитель вновь возвращается на свою полосу движения, не забывая включить правый поворотный сигнал и вовремя его выключить.
Смотрите также:  Европротокол при ДТП - что это такое, как оформить, образец заполнения, бланк

В пунктах 11.1–11.4 ПДД указаны требования и ограничения, касающиеся обгона:

  1. Перед началом манёвра (пункт 1.1) автолюбителю в обязательном порядке следует удостовериться, что:
    • встречная полоса на достаточном для завершения обгона расстоянии пуста (по ней не движутся транспортные средства);
    • отсутствуют другие факторы, угрожающие безопасности участников дорожного движения и создающие им помехи.
  2. Нельзя совершать обгон (пункт 11.2), когда:
    • транспортное средство, едущее непосредственно впереди или сзади, приступило к выполнению обгона или собирается его совершить, проинформировав других участников дорожного движения включенным поворотником;
    • движущийся впереди автомобиль объезжает какое-либо возникшее на дороге препятствие;
    • управляющий впереди идущим транспортным средством водитель намеревается повернуть налево или развернуться, о чём сообщает соответствующий сигнал;
    • текущая ситуация не даёт возможности благополучно завершить предполагаемый манёвр, вернувшись по окончании обгона на исходную полосу.
  3. Водителю запрещается препятствовать обгону (пункт 11.3), совершаемому в отношении его транспортного средства, любыми способами, включая повышение скорости или ответное маневрирование. Опасность действий другого автомобилиста в данном случае роли не играет: водитель не должен брать на себя функции инспектора ГИБДД.
  4. Ни при каких обстоятельствах нельзя совершать обгон (пункт 11.4):
    • при пересечении пешеходного перехода;
    • на расстоянии менее 100 метров перед железнодорожным переездом и непосредственно на переезде;
    • при передвижении по тоннелю, эстакаде, путепроводу или мосту, а также под указанными объектами;
    • на отрезках дороги с ограниченной видимостью, включая опасные повороты и конечные участки подъёмов;
    • на регулируемом перекрёстке (независимо от способа регулирования);
    • на нерегулируемом перекрёстке — при передвижении по второстепенной дороге.

Возможность обгона, в соответствии с пунктами 9.1 (1) – 9.3 Правил дорожного движения, зависит и от количества полос на дороге:

  1. На дороге с односторонним движением обгона не может быть по определению: речь в любом случае будет идти об опережении.
  2. На дороге с двусторонним движением и двумя полосами обгон при соблюдении прочих требований разрешён, если полосы дополнительно не разделены:
    • трамвайными путями;
    • разделительной полосой;
    • разметками вида 1.1 (сплошной), 1.3 (двойной сплошной) или 1.11 (сплошной и прерывистой, если прерывистая расположена слева от водителя).
  3. На дороге с двусторонним движением и тремя полосами, средняя из которых является общей, обгон при соблюдении прочих условий разрешён именно по этой полосе, если она не отделена разметкой вида 1.9 (двойной прерывистой). Совершать обгон по крайней левой полосе ни при каких условиях не разрешается.
  4. На дороге с двусторонним движением и четырьмя или более полосами выезд на полосу встречного движения полностью запрещён, следовательно, обгон в принципе невозможен. Для совершения манёвра водителю придётся ждать до ближайшего нерегулируемого перекрёстка (если он движется по главной дороге) или смены дорожной разметки.
Смотрите также:  Как восстановить ПТС на машину, сколько это стоит, какие документы нужны?

Проще говоря, нельзя совершать обгон с пересечением сплошной или двойной сплошной в любой момент движения. Если манёвр был начат на прерывистой линии, на ней он и должен быть окончен — других возможностей в Правилах дорожного движения не предусмотрено.

Опережение

С опережением всё значительно проще: манёвр не связан с выездом на линию встречного движения, а следовательно, не связан с риском лобового столкновения. Если опережение происходит только за счёт увеличения скорости и вообще не связано с перестроением (водитель продолжает движение по одному ряду), единственное требование к автомобилисту, — не превышать разрешённую на данном участке скорость.

Если выполняется перестроение, водитель должен, как и в предыдущем случае, убедиться в отсутствии опасности и на время манёвра включить поворотные огни. Запрещается опережение (пункт 14.2 Правил дорожного движения) на нерегулируемых пешеходных переходах, при приближении к которым транспортные средства должны одновременно или сохранять исходную скорость, или сбрасывать её.

Отдельное требование относится к водителям тихоходов с габаритными грузами или транспортных средств, скорость которых не превышает 30 км/ч. При передвижении вне населённых пунктов они должны, чтобы не препятствовать проезду других автомобилей, занять крайнюю правую полосу или даже остановиться на время обгона или опережения (пункт 11.6 того же документа).

Знаки, запрещающие совершать обгон

Запрещает совершать манёвр знак 3.20 «Обгон запрещён», устанавливаемый. Согласно ГОСТу Р 52289-2004, на участках двух- или трёхполосной дороги с ограниченной видимостью.

Знак 3.20 «Обгон запрещён»
Знак 3.20 «Обгон запрещён»

Действие знака не распространяется на обгон:

  • тихоходных транспортных средств;
  • гужевых повозок;
  • мопедов;
  • мотоциклов без колясок.

Знак действует до:

  1. Появления на дороге знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона».
  2. Окончания обозначенного на табличке протяжённости действия под основным знаком промежутка дороги. Например, если на ней нанесена надпись «200 м», совершать обгон при соблюдении иных правил и условий можно через 200 метров от знака 3.20.
  3. Достижения водителем перекрёстка дороги.
Знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона»
Знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона»

Все указанные правила относятся и ко временному знаку «Обгон запрещён», имеющему приоритет над постоянным. Необходимо помнить, что окончание действия знака не отменяет других предъявляемых Правилами дорожного движения требований к водителю в случае обгона: в любом случае нельзя совершать манёвр, пересекая сплошную или двойную сплошную, на регулируемом перекрёстке и в иных случаях, упомянутых в пунктах 11.1–11.4 Правил дорожного движения.

Штрафы за нарушения правил обгона и опережения

В отношении нарушителей указанных ранее правил действуют следующие нормы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

  1. Превышение скорости при простом опережении карается, в соответствии с пунктом 12.9 указанного документа и с учётом тяжести проступка, административным штрафом в размере 500–5000 рублей или лишением прав на срок до 1 года.
  2. Водитель тихоходного транспортного средства, препятствующий обгону или опережению другими автомобилистами, будет, в соответствии с пунктом 12.15 (часть 1.1), оштрафован на сумму 1000–1500 рублей.
  3. За выезд при обгоне на полосу встречного движения (кроме указанных ранее разрешённых случаев) водителя, согласно пункту 12.15 (часть 3), могут оштрафовать на 5000 рублей или лишить прав на 4–6 месяцев. За рецидив, в соответствии с пунктом 12.15 (часть 4), предусмотрено лишение прав на 1 год или, при наличии на участке дороги средств фото- или видеофиксации, новый административный штраф в размере 5000 рублей.
  4. За несоблюдение предписаний знака 3.20 «Обгон запрещён» предусмотрена та же мера наказания, что и в пункте 3.
  5. За движение по обочине, тротуару, велосипедной или пешеходной дорожке (при так называемом «обгоне справа») водитель, согласно пункту 12.15 (часть 1.2), будет оштрафован на сумму 2000 рублей.
  6. За невключённый во время перестроения сигнал поворота или обгон не из крайнего ряда своей стороны движения автолюбитель, как следует из пункта 12.14 (части 1 и 1.1), будет предупреждён или оштрафован на 500 рублей.
Смотрите также:  Общение с сотрудниками ГИБДД — памятка водителю

Выше перечислены основные административные правонарушения, связанные с обгоном или опережением. Возможны и комбинированные случаи (в частности, с тяжёлыми последствиями). В таких ситуациях мера ответственности водителя будет определяться исходя из принципа поглощения менее строгого наказания более строгим (однако по отдельности для административной и уголовной составляющих дела).

Часто задаваемые вопросы

Хотя опережение и его частный случай — обгон — не представляют сложности, и при соблюдении Правил дорожного движения опасность манёвров сводится к минимуму, не исключено возникновение спорных ситуаций.

С какой стороны разрешён обгон ТС?

Поскольку движение на российских дорогах исключительно правостороннее, обгон, связанный с выездом на полосу встречного движения, по определению может осуществляться исключительно слева.

В прежних редакциях Правил дорожного движения «обгон справа» присутствовал (пункт 11.2) и был связан с ситуацией, когда водитель опережает, не выходя за рамки своей стороны движения, совершающий обгон по встречной полосе автомобиль. Однако технически такой манёвр всё ещё является простым опережением, что и было учтено в новой редакции ПДД от 26 октября 2017 года.

В каких случаях разрешён обгон справа?

Как указывалось выше, новая редакция ПДД не оставляет сомнений, с какой стороны разрешён обгон: исключительно с левой. Под обгоном справа может пониматься или простое опережение, или выезд на обочину, пешеходную, велосипедную дорожку или тротуар. Последний манёвр запрещён и наказывается административным штрафом в размере 2000 рублей.

Возможно ли делать опережение справа?

Опережение справа при соблюдении водителем ПДД полностью разрешено, поскольку манёвр производится без выезда на полосу встречного движения.

Подводя итоги, отметим, что при соблюдении правил совершения обгона и опережения можно не беспокоиться за свою безопасность и безопасность других участников этих маневров.

Сохраните статью в 2 клика: