Обгон запрещён — штраф

Хотя безопасность дорожного движения и зависит от каждого его участника, но решающее значение имеет именно поведение водителей. Ведь движущийся на большой скорости тяжёлый автомобиль вследствие потери управления, невнимательности водителя или пренебрежения им правилами дорожного движения значительно опаснее, чем пешеход или велосипедист.

Свести к минимуму опасность можно, неукоснительно следуя вышеупомянутым правилам и вовремя проверяя исправность транспортного средства. И если со вторым пунктом всё понятно, некоторые требования и запреты ПДД вызывают недоумение даже у опытных водителей. Относится это и к пунктам Правил дорожного движения, касающихся обгона.

Что подразумевается под обгоном?

Согласно пункту 1.2 редакции ПДД от 26 октября 2017 года, содержащему ключевые термины и определения, обгоном называется опережение идущих в одном направлении транспортных средств, обязательно связанное с временным выездом на полосу встречного движения.

Обгон
Обгон

Из определения становятся ясны отличия обгона от простого опережения и объезда:

  1. При опережении водитель остаётся в своей полосе движения, перестраиваясь из ряда в ряд или даже оставаясь в исходном ряду. В последнем случае опережение осуществляется исключительно за счёт увеличения скорости, без прочих манёвров.
  2. И опережение, и обгон могут быть осуществлены только в отношении движущихся транспортных средств. В противном случае речь уже идёт об объезде препятствия — а значит, в отношении манёвра действуют совершенно другие указания ПДД.

Поскольку в России принято правостороннее движение, обгон, главным признаком которого является кратковременное пребывание на стороне встречного движения, по определению может осуществляться только слева: иначе следует говорить об опережении (слева или справа) или выезде на обочину / пешеходную или велосипедную дорожку / тротуар. Последнее действие является прямым нарушением Правил дорожного движения и наказывается штрафом в размере 2000 рублей.

В старых редакциях Правил дорожного движения под термином «обгон справа» подразумевалась ситуация, в которой водитель опережает, не выходя за пределы своей стороны движения, одновременно совершающий обгон автомобиль, выехавший на сторону встречного движения. Описанный манёвр является именно опережением, и в новой редакции ПДД это недоразумение устранено, поэтому термин, ранее содержавшийся в пункте 11.4 указанного документа, из него исключён.

Смотрите также:  Ближний свет – штраф за езду с невключенными фарами

Правила выполнения обгона

Алгоритм исполнения манёвра следует из определения обгона:

  1. Первый шаг водителя — перемещение, или выезд, на предназначенную для встречного движения полосу. Осуществляться он может только из крайне левой полосы собственной стороны движения и с включённым левым поворотником: за невыполнение этих требований автолюбитель будет, в соответствии с пунктом 12.14 КоАП (части 1 и 1.1), предупреждён или обязан выплатить штраф в сумме 500 рублей.
  2. Продолжая движение по встречной полосе, водитель должен выполнить свою основную задачу: обогнать впереди идущее автотранспортное средство, движущееся по своей полосе. Сигналы поворота в это время не должны быть включены, поскольку автомобиль движется по прямой.
  3. Завершая манёвр, автомобилист переходит обратно на свою сторону движения, не забывая при этом включить уже правый поворотник. В противном случае водителю, как было указано в первом пункте, придётся выслушать предупреждение инспектора ГИБДД или выплатить штраф в том же размере. Резко перестраиваться в собственной полосе также запрещено.

Обгон возможен, согласно пунктам 9.1 (1) и 9.3 ПДД:

  1. На дороге с двусторонним движением и двумя разнонаправленными полосами, не разделёнными дополнительно:
    • разметкой 1.1 (сплошная);
    • разметкой 1.3 (двойная сплошная);
    • разметкой 1.11 (сплошная плюс прерывистая, причём прерывистая находится не со стороны совершающего обгон водителя);
    • разделительной полосой;
    • трамвайными путями.
  2. На дороге с двухсторонним движением и тремя полосами, одна из которых является общей. Разрешается манёвр именно по средней полосе, если она не отделена от полосы водителя разметкой 1.9 (двойной прерывистой). По левой полосе обгон запрещён при любых обстоятельствах.

Несмотря на уверенность многих водителей в обратном, обгон должен быть и начат, и закончен без пересечения сплошной полосы. Если водитель приступил к манёвру на прерывистой полосе и окончил его на сплошной, это будет считаться административным правонарушением, за которое автолюбитель будет платить штраф.

Смотрите также:  Как уплатить штраф ГИБДД (со скидкой 50%, через Интернет, по номеру постановления, очно)?

Согласно пункту 11.1 Правил дорожного движения водитель перед совершением манёвра обязан убедиться в отсутствии на встречной полосе автомобилей и удостовериться, что обгону не помешают иные факторы. Полностью ни в том ни в другом уверенным быть, разумеется, нельзя; автомобилисту остаётся полагаться исключительно на собственный опыт и здравый смысл.

Пункт 11.6 предписывает водителю тихоходного транспортного средства, движущегося со скоростью большей или равной 30 км/ч или перевозящего габаритные предметы, перестроиться при движении вне пределов населённого пункта на крайнюю правую полосу, чтобы не мешать обгону или опережению, а в крайнем случае — и вовсе остановиться, пропуская более быстроходные автомобили.

Согласно пункту 11.3, автолюбитель не имеет права мешать действиям других водителей, намеревающихся совершить обгон, в том числе увеличивая скорость или приступая к ответному манёвру.

Где запрещён обгон?

В соответствии с пунктом 9.2 Правил дорожного движения обгон запрещён на дороге с двухсторонним движением и четырьмя или более полосами, поскольку такой манёвр будет неизбежно связан с пересечением сплошной полосы.

Согласно пунктам 11.2–11.4 ПДД запрещается обгон и в следующих случаях:

  1. О намерении совершить манёвр сигнализирует (путём включения левого поворотника) водитель впереди идущего автомобиля.
  2. Обгон совершает автомобиль сзади.
  3. В сложившихся условиях будет невозможно завершить манёвр без нарушения ПДД.
  4. В момент манёвра машина:
    • пересекает «зебру» (пешеходный переход);
    • находится на регулируемом перекрёстке;
    • находится на нерегулируемом перекрёстке и второстепенной дороге;
    • подъехала ближе чем на 100 метров к железнодорожному переезду или пересекает его;
    • движется по тоннелю, по/под мостом, эстакадой или путепроводом;
    • движется по участку дороги с ограниченной видимостью.
  5. В зоне действия запрещающих знаков:
    • «Обгон запрещён» (3.20);
    • «Обгон грузовым автомобилям запрещён» (3.22).

Следует отметить, что окончание действия указанных дорожных знаков — для его обозначения используются знаки «Конец зоны запрещения обгона» (3.21) и «Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям» (3.23) — не отменяет прочих условий совершения обгона. Автомобилист непременно должен сверять свои действия с дорожной разметкой и общими предписаниями Правил дорожного движения, ни на минуту не теряя бдительности — в противном случае не избежать штрафа или даже лишения водительского удостоверения.

Смотрите также:  Что такое ДТП — определение, расшифровка аббревиатуры

Обгон запрещён — штраф

Штраф за обгон предусмотрен в следующих случаях:

  1. Совершён выезд на полосу встречного движения (кроме разрешённых случаев, описанных выше). Водителя ожидает, согласно пункту 12.15 (части 3) КоАП, штраф в размере 5000 рублей или утрата прав на 4–6 месяцев.
  2. За то же правонарушение, совершенное повторно, — лишение прав на 1 год или новый штраф в размере 5000 рублей, если на соответствующем участке дороги установлено (и действует) устройство фото-/видеофиксации.

При наложении друг на друга нескольких правонарушений водитель будет отвечать по самой «строгой» статье КоАП и (в случае серьёзных ДТП) по соответствующей статье Уголовного кодекса.

Сохраните статью в 2 клика:


Как видно из сказанного выше, обгон — манёвр хотя и сложный, но при соблюдении указаний и требований ПДД представляющий минимум угрозы для водителя и иных участников дорожного движения. Главное — руководствоваться здравым смыслом, собственным опытом и не предпочитать эфемерную возможность оказаться в пункте назначения чуть быстрее реальной безопасности.