Как развернуться на перекрестке и не лишиться прав?

Все помнят надпись на сказочном вещем камне, лежащем на разветвленной дороге: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – умрешь, прямо…». Эта фраза замечательно иллюстрирует возможные потери на перекрестке, если вы примете неправильное решение. Перекрестки общепризнанно являются самым проблемным местом для автолюбителей, в их границах, к сожалению, происходит большинство ДТП. Почему? Кажется, что ПДД довольно четко и ясно описывают порядок действий, соблюдение которого поможет успешно миновать перекресток. Но на практике водители сталкиваются с таким многообразием ситуаций, что иногда бывает сложно понять, кто прав, а кто виноват. Попробуем разобраться в алгоритме – его следует придерживаться при развороте на перекрестке, чтобы не лишиться прав, не потерять «коня», жизнь и деньги на штрафы.

Если обратиться к теории, то перекресток – место, где пересекаются проезжие части. Это особая область со своими законами и нюансами – их нужно хорошо знать и понимать, чтобы судорожно не раздумывать на дороге, каким же образом поступить: кого пропускать и куда ехать? Конечно, знание правил не всегда спасает от возникновения спорных и неоднозначных моментов, но жизнь облегчает существенно. Начинающие водители и ученики автошкол считают проезд перекрестков самой трудной и пугающей темой, не зря же в билетах ей посвящен 121 вопрос из 800. Но в действительности особых трудностей здесь нет – стоит только сначала думать, а потом делать.

Важно: водителям следует помнить, что выезд с прилегающей территории (двора, автостоянки) не является перекрестком.

Можно ли разворачиваться на перекрестке?

Разворот предполагает, что сначала вы ехали в одном направлении, а потом решили поменять его на противоположное. Почему? Например, из-за того, что дорожная разметка не позволяет выполнить нужный вам маневр, или вы просто передумали ехать, например, на работу, решив вернуться домой. Разворачиваться на перекресте не только можно, но и нужно. Но делать это следует правильно, учитывая дорожные знаки, отсутствие или наличие светофора с его сигналами, а также регулировщика. Перекрестки делятся на два вида:

  • Регулируемые – присутствует светофор или же регулировщик, указывающий направление и порядок действий.
  • Нерегулируемые – отсутствуют регулировщик и светофор. Или светофор есть, но не работает или мигает желтым сигналом, то есть функцию регулятора движения не выполняет.

Водители должны уметь определять вид перекрестка, так как от него будет зависеть порядок действий. Также стоит помнить о следующих моментах:

  • При наличии светофора, работающего в обычном режиме, следовать надо исключительно его сигналам, не обращая внимания на знаки приоритета. Если светофор постоянно мигает желтым, то перекресток становится нерегулируемым.
  • Если вы приближаетесь к перекрестку с намерением выполнить разворот и видите, что там образовался затор, выезжать на пересечение дорог запрещено, следует ждать, пока машины не разъедутся. Логичное решение, позволяющее избежать создания аварийной ситуации.
  • Правила запрещают заезжать на встречную полосу, когда вы разворачиваетесь, то есть все ваши манипуляции должны происходить в границах перекрестка.
  • Запрещается пользоваться задним ходом.
  • Необходимо заранее принять решение о развороте, так как водитель должен успеть перестроиться в крайнее положение на проезжей части.

Важно: не надо забывать включать сигналы поворота, иначе может произойти ДТП, так как другие водители просто не поймут, что вы хотите сделать.

Типы разворотов на перекрестке

Есть две возможности развернуться в границах перекрестка: по дальней и по ближней траекториях. Конечно, многим кажется, что разворот по ближней траектории – проще, быстрее и удобнее как для самого водителя, так и для других участников движения. Однако так происходит не всегда, и огромное число штрафов выписывается сотрудниками ГИБДД именно за неправомерный разворот по малому радиусу.

Рассмотрим схему, на которой изображен стандартный перекресток с одним пересечением проезжих частей.

Рисунок 1
Рисунок 1

По дальней траектории

Разворот по дальней траектории, или по большому радиусу, представлен стрелкой номер 2 (Рисунок 1). Если мысленно определить центр перекрестка, то такой разворот предполагает, что водитель заедет за центральную точку. С какими проблемами могут встретиться автолюбители при выполнении этого маневра?

  • Если пешеходный переход располагается слишком близко к пересечению проезжих частей дороги, то водитель при развороте может не рассчитать траекторию и наехать на разметку. А правила запрещают разворачиваться на зебре.
  • Если пешеходного перехода нет, то сплошная линия может близко подходить к границам перекрестка, а ее пересекать также запрещается.
  • Разворачиваясь по большому радиусу, водитель должен постоянно контролировать ситуацию и смотреть назад, так как в процессе его разворота другой автомобиль может начать поворот налево.

По ближней траектории

Разворот по ближней траектории, или по малому радиусу, представлен стрелкой номер 1 (Рисунок 1). Из-за кажущейся простоты и безопасности так любит разворачиваться большинство водителей. Но все ли так безоблачно в действительности? Нет, есть ряд опасных моментов:

  • Нужно всегда помнить о расстоянии между вашей машиной и противоположным краем проезжей части – оно должно быть более 10 метров. Это связано с тем, что радиус поворота передних колес обычной легковушки составляет около 5 метров. А мы помним, что разворот – это два последовательных поворота налево. Значит, если проезжая часть узкая и желанные 10 метров между вашей машиной и ее краем никак не набираются, то, вероятнее всего, произойдет неприятная ситуация, когда правое переднее колесо автомобиля наедет на бордюр (если он есть), что чревато потерей управления либо поломкой машины.
  • Если место ограничено и развернуться по малому радиусу, не заехав на бордюр, не получится, но вам очень хочется это сделать, и в голове мелькает мысль, что можно сместиться немного правее, увеличив расстояние, – не поддавайтесь сиюминутному порыву. Разворот на перекрестке надо производить исключительно из крайнего левого положения, иное возможно только вне пересечения проезжих частей.

Важно: если дорога узкая, а вы не уверены, сможете ли развернуться по малому радиусу, не стоит и пробовать, разворачивайтесь по дальней траектории.

Акцентируем внимание еще на одном моменте – если, выполняя разворот, вы пропускаете встречные машины, то где нужно остановиться? В центральной точке перекрестка или не доезжая до нее?

  • Если есть светофор или ваша дорога является главной, то остановиться можно в любом месте.
  • Если вы едете по второстепенной дороге (знак «Уступите дорогу»), то следует остановиться у края пересекаемой проезжей части. Начинающим водителям обычно сложно разворачиваться на подобных перекрестках, так как им необходимо пропускать машины со всех трех направлений: встречку, справа и слева. Поэтому в таком случае лучше просто найти другое место для разворота.

Как правильно разворачиваться на перекрестке?

В зависимости от типов перекрестков различается и порядок действий, следовать которому необходимо при выполнении разворота. Рассмотрим разные случаи.

Разворот на нерегулируемом перекрестке

Мы уже определились выше с тем, что характерно для нерегулируемого перекрестка – отсутствие работающего в обычном режиме светофора и регулировщика. При развороте нужно понять, какие дороги пересекаются? Равнозначные или нет.

Перекресток неравнозначных дорог – главная дорога пересекается со второстепенной. Из ПДД мы знаем, что главная дорога обычно обозначается соответствующим знаком. Но возможен и другой вариант – знаков нет, но одна дорога грунтовая, а вторая – асфальтированная. Последняя и будет считаться главной.

Важно: преимуществом пользуется тот автомобиль, который подъехал к перекрестку по главной дороге. И неважно, что она может изменить направление. Трамваю в этом случае дорогу тоже не следует уступать, если он на второстепенной дороге.

Рассмотрим Рисунок 2.

Рисунок 2
Рисунок 2

Красная машина мигает левым поворотником – предположим, что она хочет развернуться. По знакам видно, что она находится на второстепенной дороге. Зеленая машина тоже разворачивается или же осуществляет поворот налево. Нужно ли красной ее пропускать? Обязательно. У зеленого автомобиля приоритет, так как он едет по главной дороге.

Перекресток равнозначных дорог – пересекаются две равные по значению дороги: знаки отсутствуют и обе дороги обладают твердым покрытием. Тогда при развороте следует пропускать встречный поток машин, а также тех, кто приближается справа.

Рисунок 3
Рисунок 3

Вы разворачиваетесь, мотоциклист едет прямо, а красный автомобиль – налево (Рисунок 3). Какой порядок действий? Перекресток равнозначный, следовательно, применительно «правило правой руки». Красная машина является помехой справа для мотоциклиста, а для вас этой помехой является он. У красного авто помех нет, значит, оно минует перекресток первым, следом едет мотоцикл, а затем – вы.

Важно: трамвай на равнозначном пересечении дорог имеет приоритет, и его следует пропускать.

Разворот на перекрестке со светофором

Многие водители справедливо считают, что нет ничего проще разворота на перекрестке со светофором. Действительно, горит красный – надо стоять, зеленый – можно ехать. Но продолжать движение при зеленом свете можно не только вам. Посмотрим на Рисунок 4.

Рисунок 4
Рисунок 4

Вам горит зеленый, автобусу тоже, причем видеть этот совсем не обязательно, главное знать, что если вам горит разрешительный сигнал, то встречному транспорту – тоже. Поэтому при развороте необходимо уступить дорогу автобусу. Если бы автобус поворачивал направо – его также следовало бы пропустить. Как осуществить разворот? Следует доехать до центра перекрестка, пропустить встречку и развернуться, оставив без учета возможную смену светофорного сигнала.

Также важно учесть несколько моментов:

  • Если светофор горит красным (либо желтым), а вы движетесь по стрелке, то пропускать надо ТС со всех направлений.
  • Если вам загорелся зеленый, не следует сразу давить на газ – обязательно убедитесь, что другие автомобили закончили маневры, а пешеходы – перешли дорогу.

Разворот на Т-образном перекрестке

Абсолютно ничем не отличается от уже рассмотренных, он может быть как регулируемым, так и нерегулируемым, поэтому руководствоваться необходимо озвученными выше правилами. Разница заключается во внешнем виде, как ясно из названия – это перекресток, представляющий собой букву Т. Единственным нюансом является то, что огромным джипам или грузовикам может не хватить места для маневра.

Рисунок 5
Рисунок 5

На Рисунке 5 нерегулируемый перекресток, у вас знак «Уступите дорогу», следовательно, красный автомобиль может приступить к развороту, предварительно уступив дорогу грузовику и автобусу.

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Самый сложный маневр, даже опытные водители попадаются в руки инспекторов ГИБДД из-за неправильного выполнения разворота на таком перекрестке. Чтобы понять порядок действий, разберемся с понятием разделительной полосы. Она представляет собой элемент дороги, разграничивающий посредством разметки или какой-то конструкции (забора, насаждений и т.д.) смежные проезжие части. То есть пересечения уже два, а не одно, как было рассмотрено выше. Обратимся к схеме на Рисунке 6.

Рисунок 6
Рисунок 6

Два белых прямоугольника – это два пересечения. Разворачиваться по траектории №1 категорически запрещено, так как это приведет к нарушению пункта 8.6 – выезд на полосу встречного движения (он подчеркнут желтым на Рисунке 6). Таким образом, разворачиваться в такой ситуации следует исключительно по дальней траектории (номер 2).

Важно: если разъезжаться на таком перекрестке правыми боками, можно стать пешеходом, лишившись прав.

Разворот на перекрестке с круговым движением

Если судить по дорожной обстановке, круговое движение часто вызывает трудности у учеников автошкол, да и у опытных автомобилистов тоже. Но нет ничего сложного – главное, помнить два нюанса:

  • Вы имеет право заехать на круг с абсолютно любой полосы.
  • Когда необходимо выехать с круга, следует заблаговременно перестроиться в правую полосу, так как выезд по правилам возможен только оттуда.
Рисунок 7
Рисунок 7

Круговое движение обозначается специальным знаком, который и показывает его направление (против часовой стрелки). Если рядом с ним, как на представленной схеме (Рисунок 7), установлен еще знак «Уступите дорогу», то приоритет у автомобилей, двигающихся по кругу.

Важно: вы не имеете права развернуться на въезде в круг, следует проехать его полностью.

Разворот на перекрестке с трамвайными путями

Действия в этом случае основаны на приоритете трамвая при проезде перекрестка равнозначных дорог. Если есть светофор или установлены дорожные знаки, то следовать надо им.

Рисунок 8
Рисунок 8

На Рисунке 8 ваша дорога является главной, как и у трамвая Б, он имеет приоритет и покидает перекресток первым, далее проезжает легковой автомобиль, а потом разворачиваетесь вы. Трамвай А проедет в последнюю очередь, так как его дорога – второстепенная.

Важно: если безрельсовое ТС и трамвай обладают равным правом на проезд, то преимущество у последнего. Следует помнить, что у трамвая может быть свой (специальный) светофор, значит, водители должны разбираться и в его сигналах.

Штрафы за нарушение правил разворота на перекрестке

Конечно, всем автомобилистам интересно, чем им грозит несоблюдение правил при развороте. Основных вариантов, как правило, два: штраф и лишение прав. Рассмотрим наиболее популярные нарушения и наказания за них:

Важно: информацию, касающуюся штрафных санкций, можно посмотреть в «Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017) .

Когда не имеют права привлечь к ответственности?

К сожалению, сейчас все чаще возникают ситуации, когда водители не согласны с типом нарушения, которое им инкриминируется сотрудником ГИБДД. Что делать в таком случае? Пытаться доказать свою правоту. Например, если вы разворачивались на перекрестке и не вписались в его границы, заехав тем самым на сплошную линию, то это влечет за собой только штраф (1000-1500 руб.). Поэтому, если за такое действие инспектор грозит вам лишением прав, не стоит ему верить. Чтобы лишиться водительского удостоверения, нужно проехать по встречной полосе какое-то расстояние.

Важно: если вы считаете, что вас оштрафовали или лишили прав неправомерно, то не стоит сидеть сложа руки – обратитесь за юридической помощью.

Выполняя разворот и понимая в процессе, что вы можете нарушить правила, постарайтесь это нарушение сделать минимальным. Например, если вы не смогли правильно рассчитать траекторию и видите, что можете выехать на встречку, то лучше включить задний ход. Пусть это запрещено, но штраф – всего лишь 500 рублей.

Также для доказательства отсутствия правонарушения в ваших действиях нелишними будут данные с авторегистратора. Если у вас пока нет данного устройства, задумайтесь о его приобретении. Гораздо спокойнее ездить и знать, что в случае спорной ситуации у вас будет возможность посмотреть и доказать, как дело было в действительности.

Сохраните статью в 2 клика:


Таким образом, разворачиваясь на перекрестках, водителям надо быть предельно осторожными – следует обращать внимание на все: тип перекрестка, ширину проезжей части, наличие разделительной полосы и т.д. Если вы сомневаетесь в порядке своих действий при развороте на конкретном перекресте, лучше поищите другое место для маневра, а потом обдумайте в спокойной обстановке, как надо было поступить. Старайтесь не создавать аварийных ситуаций и помните, что и вас, и других участников дорожного движения ждут дома родные.