Штраф за использование автомобильной резины не в сезон

В последнее время довольно часто можно встретить в Сети обсуждения владельцев автотранспортных средств, что появился новый штраф за использование несезонной резины, причем в значительном размере. Попытаемся разобраться в этой ситуации и ответить на актуальные вопросы.

Почему необходимо менять резину по сезонам?

Прежде чем говорить о том, для чего нужно менять резину на колесах, необходимо отметить, что вся она подразделяется на летнюю (нешипованную), зимнюю с шипами и всесезонную (так называемая липучка). Причина смены шин в разные сезоны обусловлена прежде всего безопасностью дорожного движения. Относится это к самому владельцу автотранспортного средства, его пассажирам, а в некоторых случаях и к третьим лицам.

Объяснить это можно воздействием погодных условий на состав резины, стоящей на колесах. Так, например, теплая летняя погода не походит для эксплуатации шипованной резины ввиду того, что она становится более мягкой, а тормозной путь у такого типа шин короткий, что может негативно сказаться на остальных участниках дорожного движения.

Вторым немаловажным моментом является финансовая сторона вопроса, поскольку использование несезонной резины ведет к ухудшению ее качества, быстрому износу, и, как следствие этого, гражданину придется закупать новые колеса, дабы не подвергать никого опасности и не платить возможный штраф.

Когда по закону нужно переобувать резину?

До 2015 году в России отсутствовал акт, где был бы урегулирован вопрос, с какого числа необходимо ставить те или иные шины. Однако с этого момента стали действовать Правила, утвержденные Техническим регламентом таможенного союза 018/2011 «О безопасности транспортных средств».

В документе, конечно, нет конкретной даты, когда следует менять зимние шины на летние и наоборот, но зато определено, что шипованную резину нельзя эксплуатировать с июня по август, а зимние шины можно использовать непосредственно с декабря по февраль.

Важно: на зимних покрышках в обязательном порядке должно присутствовать обозначение «M+S», «M&S», «МS» и соответствующий рисунок.

Регламент предусматривает условие, что региональные власти данные периоды времени могут изменить. Анализ действующего российского законодательства также не позволяет определить число, когда нужно переобувать автомобиль.

Совет: при установлении среднесуточной температуры +8º С и более можно смело осуществлять переход на летнюю резину. При смещении температурного режима в меньшую от этих значений сторону – на шипованную.

Требования к шинам

Как правило, все комплекты резины должны отвечать определенным требованиям. В России покрышки изготавливаются в соответствии с ГОСТ 4754-97, 5513-97, что позволяет и установить предполагаемый срок их эксплуатации. При этом каких-либо дополнительных требований к качеству изготовленных колес в законе не определено. Одним небольшим исключением является Постановление Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 года, где среди основных условий использования резины выделяют:

  • необходимо отсутствие каких-либо повреждений, в том числе на дисках, отслоения протектора;
  • не должно быть несоответствия размера или нагрузки между шинами и автомобилем;
  • шины должны быть одинакового вида, размера и иметь единый рисунок протектора,

Требования к зимней резине

В основных положениях, касающихся допуска ТС к эксплуатации, установлено, что нельзя осуществлять езду на машине при остаточной глубине протектора меньше 4 мм.

Остаточная глубина протектора
Остаточная глубина протектора

Требования к летней резине

Для нешипованной резины, то есть используемой в теплое время года, показатель глубины протектора должен быть равен не менее 1,6 мм.

Штраф за резину не по сезону

Как было отмечено ранее, за неисполнение требований законодательных актов, в частности, ПДД, виновное лицо привлекается к административной ответственности сотрудниками ГИБДД. Остановимся несколько подробнее на некоторых нюансах.

Штраф за летнюю резину зимой

Поскольку требования технического регламента не внесены в ПДД в качестве обязательных условий, то лицо, которое использует летнюю резину зимой, может не опасаться быть подвергнутым штрафу, так как в КоАП РФ подобный состав правонарушения отсутствует.

Важно: данное правило действует только в том случае, если размер протектора соответствует установленным значениям, а колеса не обладают признаками, указанными в разделе 5 Постановления № 1090.

Штраф за зимнюю резину летом

Аналогичная ситуация существует при использовании зимних шин летом (ответственности нет). С апреля 2017 года в обязательном порядке владельцы автомобилей, которые осуществляют езду на такой резине, должны приклеивать специальный знак на заднем стекле.

Если таковое обозначение будет отсутствовать, к правонарушителю будут применена ч. 1 ст. 12.5. КоАП РФ, где в качестве меры ответственности определены предупреждение и штраф в размере 500 рублей.

Штраф за разную резину

Штраф в 500 рублей предусмотрен и при нарушении запрета на использование разного вида резины. Данное правило касается не только одновременной установки летних и зимних шин, но и если они являются:

  • морозостойкими и нет;
  • новыми и восстановленными;
  • неодинаковыми по модели;
  • имеющими разные рисунки протектора.

Штраф за лысую резину

Под лысой резиной понимается такая, у которой рисунок практически отсутствует, точно так же, как и шипы, если таковые имелись. Таким образом, эксплуатация подобных колес подпадает под правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 12.5. КоАП России.

Каким образом происходит взыскание?

Производство по подобным делам осуществляется в порядке раздела 4 КоАП РФ. Прежде всего уполномоченное должностное лицо должно выписать постановление или протокол о совершенном правонарушении. В этом документе указываются сведения о владельце транспортного средства, факте совершенного правонарушения, в чем оно было выражено, размер наказания, способы и сроки обжалования.

Если штраф не оспаривается виновником, то у него есть два месяца для осуществления оплаты. В случае, когда гражданин уверен в своей невиновности, у него есть 10 суток на подачу соответствующей жалобы и дальнейшее рассмотрение дела.

Часто задаваемые вопросы

В законодательстве отсутствует достаточно подробная регламентация вопросов о перемене резины, ее характеристиках, способах эксплуатации, поэтому у владельцев автотранспортных средств возникают закономерные вопросы, на которых просто нельзя не остановится при рассмотрении данной темы.

Сколько лет можно использовать зимнюю резину?

Вышеупомянутыми ГОСТами устанавливается лишь гарантийный срок службы покрышек, он составляет 5 лет. При этом ряд специалистов утверждает, что использовать зимнюю резину можно и за пределами указанного срока (порядка 10 лет).

Что же касается практической стороны, то, как правило, довольно активное использование автомобиля приводит к истиранию резины и шипов раньше, чем истекает установленная производителем гарантия.

Какой диск лучше — стальной или литой?

Однозначного ответа на этот вопрос также не существует. Все зависит от интересов и финансовой ситуации владельца машины. Среди положительных моментов литых дисков можно назвать:

  • приятный внешний вид;
  • при их производстве используются легкие виды материалов (никель и алюминий), что позволяет увеличить скорость разгона ТС и уменьшить расход топлива;
  • на них можно наносить покрытия.

В то же время они имеют несколько серьезных недостатков:

  • дороговизна;
  • быстрое повреждение ввиду внешних факторов.

Стальные диски также имеют свои преимущества и недочеты. К числу первых относятся:

  • долговременность и прочность;
  • дешевизна;
  • в зимнее время года за счет большой массы колес происходит лучшее сцепление резины с дорожным покрытием, то есть повышается безопасность.

Несмотря на эти моменты, такие диски:

  • имеют не самый эстетичный внешний вид (придется покупать специальные колпаки);
  • массивны.

Что лучше — колеса в сборе или только запасной комплект?

Некоторые люди скажут, что, конечно, лучше иметь колеса в сборе на случай их смены. И эта точка зрения может иметь силу ввиду удобства, отсутствия необходимости обращения в мастерскую (если владелец умеет самостоятельно менять колеса). Однако имеется один нюанс – помимо покупки резины другого сезона, лицу нужно будет приобрести и дополнительный набор дисков (а они стоят не так мало). Вторым моментом, на который нужно обратить внимание, является определение места хранения готовых колес и дисков, что иногда также является проблематичным.

Если иметь в запасе только сменную резину, то в этом случае заинтересованному лицу придется периодически посещать СТО для того, чтобы снять с диска покрышку, а затем надеть другую. Поэтому единого подхода, как поступать владельцам автомобилей в этом случае, не имеется.

В заключение рассматриваемой темы хотелось бы сказать о том, что смена резины по сезону должна осуществляться только исходя из понимания собственника ТС, что это необходимо прежде всего не из-за страха быть подвергнутым административному наказанию, а в целях собственной безопасности.

Сохраните статью в 2 клика:


Второй момент, на котором бы хотелось еще раз заострить внимание, — это необходимость соблюдения требований ПДД в части своевременной проверки глубины рисунка протектора и своевременной замены покрышек.