Штраф за пешехода – если не пропустил

Наказание за нарушение Правил дорожного движения снова ужесточили. На этот раз законодатель посчитал нужным увеличить штраф для водителей, нарушающих порядок пропуска пешеходов. В связи с этим еще актуальнее становится проблема незнания участниками движения правил пересечения проезжей части. Водители далеко не всегда осведомлены, в каких случаях они обязаны уступать дорогу пешеходам, которые, в свою очередь, также не знают о своих правах и обязанностях. Это подтолкнуло нас к идее подготовить своеобразную памятку по этим вопросам.

Ниже рассказано, при каких обстоятельствах водитель авто должен уступить дорогу пешеходу, когда считается, что он нарушил правила пропуска, какой штраф за это грозит и какие еще негативные последствия могут возникнуть, если вовремя не пропустить пересекающее проезжую часть лицо.

Что значит «не пропустил пешехода»?

Отечественное законодательство для описания ситуаций, при которых лицо, управляющее автомобилем, не пропускает пешехода, чаще всего использует термин «уступить дорогу». Так, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к ответственности привлекаются водители, которые не выполнили требование Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходу или другому участнику дорожного движения. В ПДД термин «уступить дорогу (не создавать помех)» трактуется как требование, при котором участник дорожного движения не должен начинать передвижение, возобновлять его или продолжать, как-либо маневрировать, если при этом другие участники движения, у которых есть преимущество, будут вынуждены изменить скорость или направление движения. Проще говоря, водитель должен уступить дорогу пешеходу, то есть прекратить или не начинать движение, если по правилам дорожного движения в конкретной ситуации преимущественное право пересекать проезжую часть имеет именно пешеход.

Важно: под понятием «пешеход» в ПДД подразумевается не только лицо, которое находится или передвигается пешком по дороге или пешеходной дорожке. К пешеходам приравниваются также те, кто использует для движения инвалидные коляски (без мотора), самокаты, сегвеи, гироскутеры, ролики и подобные средства передвижения, а также лица, везущие санки, инвалидную или детскую коляску, тележку либо ведущие мотоцикл, мопед или велосипед.

Итак, не пропустить пешехода означает не прекратить движение или начать его, когда авто может создать помеху для перемещения через проезжую часть, и пешеходу придется остановиться, замедлить ход или повернуть в другую сторону.

Когда водитель должен уступить дорогу пешеходу?

Ситуация, при которой необходимо пропустить пешехода, может возникнуть на разных участках дороги, в частности на пешеходном переходе или дорожке, а также на перекрестке. Кроме того, следует учитывать некоторые особые обстоятельства, при которых пешеход получает преимущество на дороге:

  • Пешеходный переход. Прежде всего пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами именно здесь. По ПДД пешеходный переход представляет собой обозначенный соответствующими знаками и (или) разметкой и выделенный для передвижения пешеходов участок проезжей части. Причем с 2016 года пешеходный переход может проходить и через трамвайные пути. Если переход регулируемый, нарушения правил пропуска пешеходов сводятся к минимуму. Недоразумения возникают в основном при пересечении нерегулируемых переходов. До недавнего времени в ПДД было предусмотрено, что водитель должен останавливаться в тот момент, когда пешеход ступил на пешеходный переход. После внесения изменений в 2014 году это требование отменено. Теперь можно продолжать движение на транспортном средстве через пешеходный переход, если при этом не создаются помехи для пешехода. Таким образом, водитель получил право определять по ситуации, есть ли необходимость в остановке.

Важно: водителям следует максимально внимательно следить за ситуацией на дороге при приближении к пешеходному переходу. В 2014 году появилась норма, в соответствии с которой, если перед переходом остановился или замедлил ход один автомобиль, то то же должны сделать и водители других транспортных средств, передвигающихся в аналогичном направлении.

  • На широкой дороге. К примеру, пешеход начинает движение по проезжей части 6-полосной дороги с противоположной стороны от транспортного средства. В таком случае нет необходимости останавливаться, поскольку авто не создает преграды для пешехода и не приводит к его замедлению или изменению направления его движения.
  • Когда пешеход идет в направлении от авто. Водитель не обязан дожидаться, пока человек, передвигающийся по соседней полосе, закончит переход проезжей части, поскольку траектории их движения не пересекаются, то есть пропускать некого.
  • Пешеходная дорожка. Нарушением требования уступить дорогу пешеходу считается преграждение автомобилем пешеходной дорожки, даже если на дороге образовался затор.
  • Перекресток. Водитель должен дать пешеходу возможность перейти дорогу, на которую поворачивает авто, даже если светофор уже разрешает движение транспорта или вообще отсутствует. При этом не имеет значения, какая из дорог главная, а какая второстепенная, есть разметка перехода или нет. Водитель не обязан уступать дорогу на перекрестке только в том случае, если движется прямо.
  • Выезд с прилегающей территории и въезд на нее. Съезжая с дороги, водитель обязан пропустить пешеходов, если он пересекает путь их движения. Выезд на дорогу осуществляется с тем условием, что движущиеся по ней пешеходы имеют преимущество перед выезжающим авто. Под понятием «прилегающая территория» подразумевается та, которая непосредственно прилегает к дороге и не используется для сквозного проезда автомобилей. Это может быть, к примеру, двор, территория предприятия, АЗС, автостоянка или жилой массив.
  • Пассажиры общественного транспорта. Нельзя продолжать движение, если на пути авто есть лица, которые спешат на посадку в трамвай или другое маршрутное транспортное средство со стороны его дверей, если посадка осуществляется с проезжей части. Аналогичное преимущество имеют и пешеходы, которые высаживаются из общественного транспорта.
  • Пешеходы с белой тростью. Так идентифицируются люди, у которых серьезные проблемы со зрением, в том числе абсолютно слепые. Это обозначение принято на международном уровне. Водители должны в обязательном порядке уступать дорогу даже вне переходов, если подается сигнал белой тростью.

В рамках рассматриваемого вопроса следует упомянуть еще одну норму ПДД, которая имеет отношение к пропуску пешеходов через переход. Водитель не может въезжать на него, если дальше образовался затор. В этом случае авто придется остановить на пешеходном переходе, тем самым преградив путь пешеходам.

Не пропустил пешехода – штраф

За нарушения правил предоставления преимущества пешеходу в предусмотренных ПДД случаях водитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа в соответствии со статьей 12.18 КоАП. До 10 ноября текущего года штраф за непропуск пешехода был установлен в фиксированном размере — 1,5 тыс. руб. После внесения последних изменений в Кодекс об административных правонарушениях введена так называемая «вилка», и теперь штраф может назначаться в пределах от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Конкретную сумму определяет сотрудник ГИБДД с учетом отягчающих и смягчающих обстоятельств. Если, к примеру, нарушение совершено впервые, водитель может рассчитывать на минимальный штраф. Следует отметить также, что размер штрафа за пешехода при фиксации произошедшего правонарушения на камеру не изменился и составляет, как и раньше, 1,5 тыс. руб.

Важно: несмотря на преимущества, которыми обладает пешеход при пересечении проезжей части в предусмотренных для этого местах, ответственность предусмотрена и для него. То есть перед законом отвечает не только водитель, который не уступил дорогу пешеходу, но и пешеход, создающий помехи для движения транспорта.

Что будет за сбитого пешехода?

Одним из последствий того, что водитель не пропустил пешехода, может стать причинение ему физического вреда. В зависимости от его степени виновный может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Кроме того, одновременно возникает обязательство возместить причиненный ущерб по гражданскому законодательству.

Административная ответственность

Если вследствие нарушения ПДД водитель сбил пешехода, причинив его здоровью легкий вред или средней тяжести, такое деяние считается административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена в статье 12.24 КоАП. Наказание для нарушителя, если здоровью пешехода причинен легкий вред – штраф в сумме от 2,5 до 5 тыс. руб. либо лишение водительских прав на период от 1 года до 1,5 лет. При ущербе средней тяжести водителю придется уплатить штраф от 10 до 25 тыс. руб. или лишиться прав на срок от 1,5 до 2 лет.

С точки зрения рассматриваемой статьи, легкий вред – это незначительная стойкая утрата трудоспособности либо расстройство здоровья кратковременного характера, а под вредом средней тяжести подразумевается значительная, то есть как минимум на треть стойкая утрата трудоспособности либо продолжительное расстройство здоровья, которое не несет опасности для жизни.

Прежде чем привлечь водителя к ответственности, изучаются обстоятельства столкновения авто с пешеходом. Если ДТП произошло не на пешеходном переходе или другом участке дороги, где пешеход имеет преимущество, и доказано, что водитель не виновен в наезде, он не несет административной ответственности. В случае, когда виновный покидает место дорожного происшествия, кроме наказания за столкновение с пассажиром, он несет ответственность и за совершенный побег.

Уголовное наказание

Когда причинный пешеходу вред признается тяжким или наступает смерть пострадавшего, совершенное считается преступлением и влечет за собой уголовную ответственность по статье 264 УК. Серьезность наказания определяется исходя из последствий (наступила смерть или нет), наличия возможности избежать ДТП, пребывания в состоянии опьянения, наличия вины водителя, количества пострадавших, а также других обстоятельств. В Уголовном кодексе предусмотрены следующие виды преступлений, связанных с нарушений ПДД:

  • Причинение тяжкого вреда по неосторожности – максимальное наказание до 2 лет лишения свободы.
  • То же деяние, но совершенное в состоянии опьянения – до 4 лет заключения.
  • Наезд по неосторожности, следствием которого стала смерть пешехода – до 5 лет тюрьмы.
  • Такое же нарушения, но совершенное в состоянии опьянения – до 7 лет лишения свободы.
  • Когда погибает больше одного человека – до 7 лет заключения.
  • При тех же последствиях, но в случае, когда водитель был пьян – до 9 лет.

В зависимости от обстоятельств произошедшего ДТП могут применяться некоторые другие меры ответственности, в том числе принудительные работы, ограничение свободы или арест. Кроме того, при совершении упомянутых преступлений водителя привлекают к обязательному дополнительному наказанию в виде лишения прав.

Следует заменить, что водитель может быть привлечен к ответственности не только за столкновение с пешеходом. Если после ДТП не предпринять меры по оказанию первой помощи и не вызвать скорую, это может трактоваться как оставление в опасности, за которое виновный будет наказан по статье 125 Уголовного кодекса, предусматривающей серьезную ответственность — вплоть до лишения свободы.

Гражданско-правовая ответственность

Параллельно с привлечением водителя к административной или уголовной ответственности пешеход может обратиться в суд с иском о возмещении виновным в наезде водителем материального ущерба, причиненного здоровью и имуществу, а также морального вреда. По статье 1079 Гражданского кодекса лица, деятельность которых связана с использованием источников повышенной опасности, в том числе транспортных средств, должны возмещать причиненный ими ущерб, если не докажут, что его причиной стала непреодолимая сила или присутствует умысел потерпевшего. Таким образом, суд может отказать в удовлетворении иска, если будет доказано, что пешеход умышленно спровоцировал аварию или она произошла по другим независящим от водителя причинам. Однако компенсация может быть назначена и при отсутствии вины лица, управлявшего автомобилем.

В заключение следует заметить, что водитель не всегда подвергается административному либо уголовному наказанию за наезд. Если вследствие ДТП пешеход не получил никакого вреда, а лицо, управлявшее автомобилем, не нарушило ПДД, оно освобождается от какой-либо ответственности, кроме материальной.

Как доказать свою невиновность?

Рассмотрим, как избежать ответственности за невыполнение правил пропуска пешеходов на проезжей части в наиболее распространенных случаях привлечения водителей к ответственности с нарушением требований законодательства.

Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда инспектор ГИБДД штрафует водителя за то, что он не пропустил пешехода на пешеходном переходе, но при этом не учитывается, что авто не мешало движению пешехода. Например, при движении на многополосной дороге пешеход может двигаться через несколько полос от транспортного средства, поэтому водитель имеет возможность проехать пешеходный переход, не останавливая авто. Однако инспекторы нередко руководствуются устаревшими требования ПДД, которые уже утратили силу, и штрафуют водителей, если они не прекратили движение как только пешеход вступил на переход. Сотруднику ГИБДД следует ответить, что совершенный водителем маневр не привел к изменению скорости или направления движения пешехода.

Автомобилист может быть обвинен за отказ уступить дорогу пешеходу, который движется через проезжую часть в неположенном месте. Нередко по незнанию водители соглашаются, что должны пропускать пешеходов везде. Однако следует оспаривать наличие нарушения, если у лица, пересекающего проезжую часть, не было преимущества.

Пешеходный переход перед перекрестком часто бывает занят автомобилями, и водителей могут привлечь к ответственности за то, что они не уступили дорогу пешеходам. Однако в защиту своей невиновности следует обратить внимание инспектора на то, что автомобиль не двигался и не осуществлял никаких маневров.

В ПДД есть пробел, который касается порядка проезда регулируемых пешеходных переходов. В пункте 14.3 Правил дорожного движения предусмотрено обязательство водителя дать возможность пешеходам закончить пересечение дороги через регулируемый переход. В отличие от других правил дорожного движения и положений КоАП, здесь не произошло замены термина «пропустить пешехода» на «уступить дорогу». Таким образом, наказать могут только того, кто не уступил пешеходу дорогу, то есть, фактически ответственность по пункту 14.3 ПДД не предусмотрена.

Избежать наказания может также водитель, который не мог видеть пешехода, пересекающего проезжую часть, из-за другого транспортного средства. Чтобы доказать отсутствие нарушения и неправомерность наказания водителя за то, что не пропустил пешехода, стоит воспользоваться следующими средствами и методами:

  • Видеорегистратор и другие устройства для осуществления записи видео. Фиксация произошедшего поможет доказать невиновность водителя.
  • Фотосъемка. Снимите место аварии, чтобы при необходимости использовать эти фото в качестве доказательств.
  • Ограничительные знаки. Защитите тормозной след, если он присутствует, чтобы другие водители его не повредили.
  • Свидетели. Следует по возможности найти всех, кто видел ДТП.

Если штраф все-таки наложен, его можно оспорить в течение 10 дней после получения соответствующего постановления. Жалоба подается по месту совершения правонарушения, то есть если водитель проживает в Санкт-Петербурге, а ПДД якобы нарушены в Москве, следует обращаться в столичные органы. Обжалование может осуществляться через отделение ГИБДД или суд.

Сохраните статью в 2 клика:


Итак, игнорирование водителем преимущества пешехода при пересечении проезжей части – серьезное правонарушение, за которое предусмотрена юридическая ответственность в форме штрафа. Кроме того, следствием отказа пропустить пешехода может стать столкновение с ним, причинение вреда здоровью и даже смерть. Поэтому водителю следует четко выполнять предписания ПДД. Однако существует практика привлечения к ответственности водителей в нарушение действующих правил, бороться с которой необходимо путем оспаривания соответствующих решений.