Завершение обгона через сплошную линию разметки

Даже самый осторожный и терпеливый водитель практически каждый день сталкивается с необходимостью кого-то обогнать. Движение в городском цикле характеризуется наличием большого количества общественного транспорта, медленно ехать за которым иногда просто мучительно. Большинство автомобилистов принимает логичное решение – обогнать, зачастую забывая обращать внимание на дорожную обстановку. Обсудим интересный случай, когда произошло пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона.

Разрешен ли обгон через сплошную?

Некоторые водители путают понятие обгона и опережения. Последнее предполагает, что автолюбитель движется со скоростью, большей скорости другого транспортного средства, едущего с ним в попутном направлении. Обгон характеризуется тремя действиями, выполняемыми водителем, который:

  • выезжает на встречную полосу;
  • опережает одну или несколько машин;
  • возвращается в полосу, занимаемую им ранее.

Перед началом обгона водитель должен удостовериться, что:

  • отсутствуют помехи в виде других автомобилей;
  • транспортное средство автомобилиста не создаст аварийной ситуации;
  • расстояния для маневра достаточно, то есть встречная полоса свободна и хорошо просматривается.

Обязательно следует учитывать возможные опасности, при их наличии обгон выполнять нельзя:

  • автомобиль, движущийся впереди, включает поворотник, сообщая о намерении повернуть налево или выполнить разворот;
  • машина, едущая следом, начинает совершать обгон;
  • водитель, совершив маневр и вернувшись в свою полосу, создаст помеху обгоняемому транспортному средству;
  • едущее впереди авто уже выполняет обгон.

Чтобы разделить противоположные автомобильные потоки, на дорожное полотно наносится специальная разметка в виде одинарной или двойной сплошной линии. Правила дорожного движения запрещают пересекать сплошную. За их игнорирование нарушителю придется нести ответственность, хотя есть и исключения. Например, при объезде препятствия (если невозможно сделать это по правой части дороги) и при крайней необходимости.

Важно: следует помнить, что по ПДД обгон недопустим не только при наличии запрещающей разметки или знака, но и в других случаях: на пешеходном переходе, ж/д переезде и вблизи него, на проезжей части с недостаточной видимостью, на подъемах дороги, на всех перекрестках (кроме неравнозначного пересечения дорог при движении по главной дороге), на мосту, эстакаде, в туннеле и т.д.

Допустимо ли завершение обгона через сплошную?

Сегодня часто встречаются случаи, когда сотрудник ГИБДД инкриминирует водителю обгон через запрещающую разметку, а гипотетический виновник пытается оправдаться тем, что «начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной». Будет ли являться такое действие нарушением? На самом деле очень легко попасть в подобную ситуацию, так как не все досконально знают маршрут, по которому путешествуют. Поэтому можно банально не знать о том, что прерывистая линия (а ее пересекать разрешено) скоро перейдет в «запретную» сплошную. Безусловно, автовладельцы должны быть предельно внимательны, но далеко не всегда получается верно рассчитать скорость и быстро сориентироваться, особенно если маневр уже начат.

Рассмотрим Рисунок 1. Белый автомобиль начинает обгон длинномера, дорожная разметка представляет собой прерывистую, то есть планируемое действие по логике правомерно. Но пунктирная линия устрашающе быстро переходит в неразрывную. Конечно, всем понятно, что завершить обгон удастся только через сплошную. Но ни правила дорожного движения, ни сотрудник ГИБДД не сделают автолюбителю скидку за незнание дорожной обстановки. Завершение обгона через сплошную категорически запрещено.

Рисунок 1
Рисунок 1

Важно: для водителей есть ориентир – перед тем как пунктирная линия (1.5) перейдет в сплошную (1.1), должна быть еще одна разметка (1.6), предупреждающая о приближении к сплошной. Как ее узнать? Штрихи длиннее, чем у прерывистой, а расстояние между ними в 3 раза меньше, чем их длина (Рисунок 2).

Рисунок 2
Рисунок 2

Штраф за завершение обгона через сплошную

Наказание для автолюбителей, которые начали обгон при прерывистой, а закончили через сплошную линию дорожной разметки, аналогично мере ответственности за выезд на встречку в нарушение ПДД. Отражается оно в части 4 статьи 12.5 КоАП РФ и представляет собой одно из двух:

  • штраф в размере 5000 рублей;
  • конфискация водительского удостоверения на срок от четырех месяцев до полугода.

Важно: прав лишают только в судебном порядке и исключительно в том случае, когда правонарушение было обнаружено сотрудником ГИБДД. Фиксация на камеру приводит к денежному взысканию, с удостоверением водителя неосторожному автовладельцу расстаться не придется. Если сотрудник ГИБДД повторно поймает водителя при обгоне через сплошную, то тот расстанется с правами на целых 12 месяцев.

Также следует знать, что обгон при наличии запрещающей разметки считается маневром повышенной опасности, поэтому штраф за такое серьезное нарушение нельзя оплатить в течение 20 дней с пятидесятипроцентной скидкой, как многие другие.

Что делать, если вас остановил сотрудник ГИБДД?

Конечно, любому водителю будет крайне обидно, если его остановит инспектор, уличив в завершении обгона через сплошную. Ведь в водительской среде давно известно, что судебная практика не радует подобных нарушителей правил – в большинстве случаев о правах надо будет забыть на срок до полугода. Попробуем разобраться – действительно ли ничего нельзя сделать? Все-таки в рассматриваемой ситуации автолюбитель не хотел осознанно пренебрегать ПДД. Следует четко знать, что вы должны делать, если вас остановил сотрудник ГИБДД:

  • Будьте максимально вежливы и корректны.
  • Попытайтесь объяснить ситуацию и доказать законность своих действий.
  • При возможности постарайтесь убедить инспектора, что обгон был завершен неподобающим образом из-за крайней необходимости, например, для предотвращения аварийной ситуации.
  • Не забывайте, что лишние прав происходит только в судебном порядке, на месте ничего не решается.

Интересно, что ПДД и КоАП РФ в данному случае несколько противоречат друг другу. Обгон состоит из трех действий (выезд на встречку, опережение, возвращение в свою полосу). Но в КоАП мера ответственности назначена исключительно за выезд на полосу встречного движения, а выезда-то как раз и не было, точнее он был, но через пунктирную линию, что вполне легитимно. Но, как правило, доказать в суде отсутствие нарушения, опираясь на эти вполне логичные выводы, все равно чрезвычайно сложно.

Как оспорить завершение обгона через сплошную?

Водителю не стоит падать духом, если он попал в такую неприятную ситуацию. Обычно от его собранности и предприимчивости зависит – сохранит ли он свои водительские права. Определимся с порядком действий, которого следует придерживаться:

  1. Проследите, чтобы при составлении протокола сотрудник ГИБДД максимально подробно зафиксировал все основные моменты, характеризующие дорожную обстановку.
  2. Сфотографируйте проезжую часть. Вполне подойдет камера мобильного телефона. Причем учтите, что на фото вы должны запечатлеть все: дорожное полотно, разметку, имеющиеся знаки, вашу машину и транспортное средство ДПС.
  3. Ранее было оговорено, что перед сплошной разметкой есть другая, указывающая на приближение к первой. По ГОСТу расстояние между пунктирной и сплошной должно быть 100 и более метров (для населенного пункта цифра меньше – 50 метров). То есть «приближающаяся» разметка должна быть по протяженности не менее 50 или 100 метров.

Важно: если разметки, предупреждающей о переходе пунктирной в сплошную, нет или ее протяженность не соответствует ГОСТу, то автолюбитель может настаивать на том, что возможность закончить начатый абсолютно законно маневр просто-напросто отсутствовала из-за нарушения стандартных требований.

  1. Четко определите, в каком месте вы начали обгон и какая разметка была на дорожном полотне на этом участке. Зачем данное действие необходимо? Как правило, сотрудник ГИБДД при составлении протокола не будет утруждать себя описанием того, что маневр был начат через прерывистую линию.
  2. В протоколе вам следует обозначить все произведенные измерения и указать на наличие фотографий.
  3. Если дорожная разметка была нанесена полагающимся образом, то есть придраться вам не к чему, значит, стоит приложить все усилия к доказательству крайней необходимости, вызвавшей обгон.

Сохраните статью в 2 клика:


Таким образом, если водитель начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной, то он рискует своими правами или суммой в 5000 рублей, потому что такое правонарушение классифицируется как выезд на встречку. Конечно, никто не хочет расставаться с правами, поэтому для их сохранности необходимо взять себя в руки и максимально трезво оценить ситуацию – фотографируйте, измеряйте, ищите смягчающие обстоятельства. И, главное, помните, что обгон всегда сопряжен с опасностью, следовательно, при желании совершить данный маневр нужно объективно воспринимать обстановку и помнить правила дорожного движения.