Перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену

Вернуть или обменять можно как качественный товар, так и с дефектом. В первом случае обмен осуществляется на вещь нужных габаритов, формы, размера, комплектации в срок, не превышающий 14 дней. Во втором случае предусмотрены возврат или обмен на аналогичный качественный товар, устранение недостатков за счет продавца, соразмерное уменьшение цены и т.д. Но во всех ли случаях качественный товар продавец обязан обменять или вернуть деньги?

Почему некоторые товары нельзя вернуть продавцу?

Согласно ЗоЗПП покупатель вправе вернуть или обменять любые товары ненадлежащего качества: продовольственные и непродовольственные. Например, вернуть в магазин просроченное молоко или обменять платье с браком на аналогичное.

Также осуществляется возврат или обмен продукции надлежащего качества. Обмен производится на вещь необходимых габаритов, размеров, формы, расцветки. Стоит отметить, что в законе имеется ряд товаров, не подлежащих возврату и обмену. Список таких предметов установлен Постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года (список №55). В данный перечень включены непродовольственные объекты, имеющие сложную техническую конструкцию или определенные свойства.

Какие товары не подлежат возврату и обмену – список

В перечень непродовольственных товаров входят:

  1. Медицинские препараты и изделия:
    • изделия из металла, ткани, резины, предназначенные для проведения гигиенических и лечебных процедур;
    • лекарственные препараты;
    • средства по уходу за ротовой полостью;
    • средства, предназначенные для детей;
    • линзы.
  1. Парфюмерия, косметические и гигиенические средства (антиперспирант, блеск для губ, тушь для ресниц, туалетная вода и т.д.).
  2. Товары, отпускаемые определенной длины и ширины. Например, строительные (линолеум) или швейные (тесьма).
  3. Нижнее белье и чулочно-носочные изделия (колготки, носки, трусы и т.д.). Такие предметы связаны с личной гигиеной. Примерка перед покупкой не осуществляется.
  4. Изделия из полимерных материалов. Например, одноразовая посуда, пластиковые контейнеры для еды и т.д.
  5. Химические вещества и яды (чистящие средства для дома, отрава для тараканов или крыс).
  6. Мебельные гарнитуры – это комплекс, состоящий из нескольких предметов, удовлетворяющих запросу потребителя. Например, кухонный гарнитур.
  7. Драгоценности (кольца, колье, украшения с драгоценными камнями и т.д.). Включение таких изделий в перечень 55 направлено на сокращение числа поддельных украшений, возвращаемых в магазин.
  8. Технически сложные изделия:
    • станки для работы с металлом или деревом;
    • транспортные средства;
    • электрические приборы;
    • электроника;
    • фото- и видеоаппаратура;
    • газовое оборудование;
    • телефоны и факсы.
  1. Оружие. Патроны, травматическое и огнестрельное оружие запрещено обменивать на аналогичное или возвращать обратно продавцу.
  2. Товары флоры и фауны. Содержание и уход за животными осуществляется в соответствии с определенными правилами.
  3. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, календари, издания на технических носителях).

При каких условиях можно вернуть товар или деньги?

Возврат товара происходит при обнаружении недостатка. Процедура осуществляется в пределах гарантийного срока. Если он не установлен — то не позднее 2 лет с моменты совершения покупки.

Гарантийный срок – это период времени, в течение которого из объекта могут извлекаться полезные свойства. Например, холод, создаваемый холодильником. Срок начинает течь с момента совершения покупки, так как тогда товар переходит в пользование. Если установить время передачи невозможно, то начальной датой является время изготовления объекта.

Возврат или замена осуществляются в случае, если потребитель заранее не был уведомлен о существующем недостатке. Например, вмятина на электрической плите.

Согласно гражданскому законодательству покупатель вправе потребовать:

  • произвести замену на аналогичный, но качественный товар;
  • обменять на другой качественный с осуществлением перерасчета;
  • уменьшения цены;
  • устранить недостатки за счет продавца (ремонт осуществляется в срок, не превышающий 45 дней, или иное время, установленное соглашением между продавцом и покупателем);
  • возместить расходы, связанные с устранением недостатков;
  • вернуть уплаченные денежные средства.

Важно: потребитель вправе требовать возмещения убытков, связанных с приобретением некачественных объектов продажи.

Отсутствие чека не является основанием для отказа в произведении указанных действий. Покупатель может ссылаться на свидетельские показания и иные сведения, позволяющие установить факт сделки. Замена осуществляется в недельный срок с момента обращения. В остальных случаях — не более 10 дней.

В случае установления виновника брака товар может быть направлен на экспертизу. Оплата услуг эксперта возлагается на продавца. Покупатель вправе присутствовать при проведении экспертных действий. Если будет выявлено, что брак заводской или возник по вине продавца, то деньги возвращаются покупателю. Претензия оформляется в письменном виде. В случае неудовлетворения требований покупатель вправе обратиться в суд.

Сохраните статью в 2 клика:


Возврат или обмен качественного товара осуществляется в двухнедельный срок. Исключение составляют объекты продажи, включенные в «Список №55». Некачественный товар возвращается в пределах срока гарантии или не позднее 2 лет с момента покупки.