Как вернуть или обменять товар надлежащего качества?

Несоответствие товара индивидуальным характеристикам, предъявляемым покупателем, дает право на обмен или возврат уплаченных денег. Эта возможность гарантирована законом, защищающим права потребителей. Процедура имеет свои нюансы: сроки; внешний вид и качество товара; доказательства, подтверждающие покупку; отсутствие в перечне товаров, не подлежащих обмену.

Что такое надлежащее качество товара?

Закон «О защите прав потребителей» позволяет покупателю отказаться не только от некачественного товара, но и вернуть покупку, соответствующую стандартам.

Надлежащее качество товара — это:

  • внешний вид, соответствующий стандартам, предъявляемым к товарам данного вида;
  • характеристики, позволяющие использовать товар по назначению;
  • безопасность эксплуатации;
  • отсутствие недостатков и изъянов.

Например, приобретение туфель большего размера. Внешние характеристики и качество товара соответствуют стандартам. Размер — деталь индивидуальная, зависящая от потребителя. В таком случае товар является качественным, но неподошедшим по размеру конкретному человеку.

Другой пример — приобретение платья, у которого разошелся шов. В такой ситуации товар становится непригодным для цели, с которой покупался. Требуется устранение дефекта (личная работа или обращение в мастерскую). Подобный товар некачественный.

Таким образом, товар надлежащего качества должен отвечать определенным нормам и стандартам, позволяющим его эксплуатировать в полной мере по назначению.

ЗОЗПП — возврат товара надлежащего качества

В соответствии со ст. 25 ЗОЗПП покупатель вправе вернуть товар, отвечающий требованиям качества, продавцу в течение 14 дней при соблюдении определенных условий.

К перечню товаров, не подлежащих возврату, относятся:

  • предметы, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний (линзы, очки, и т.д.);
  • гигиенические предметы (зубная щетка, расческа, памперсы и т.д.);
  • парфюмерия и косметика;
  • товары, отпускаемые на метраж (ткани, провода и т.д.);
  • нательное белье и чулочно-носочные изделия;
  • предметы одноразового использования (упаковка, одноразовая посуда);
  • бытовая химия и удобрения;
  • мебель;
  • ювелирные украшения и изделия из драгоценных металлов;
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров или вещей (автомобиль, катер, прицеп, велосипед);
  • технически сложные предметы (фотоаппараты, телефоны, электрические печи, телевизоры и т.д.);
  • оружие, его части и патроны;
  • товары флоры и фауны;
  • печатные издания (учебники, календари, книги и т.д.).

Обмен осуществляется, если купленный товар не подошел по размеру, цветовой гамме, габаритам, форме и комплектации.

Условия возврата товара надлежащего качества

В соответствии со ст. 502 Гражданского законодательства и ст. 25 ЗОЗПП покупатель вправе осуществить возврат товара при наличии следующих условий:

  1. С момента заключения сделки прошло не более 2 недель. Датой отсчета считается день, следующий за днем совершения покупки. В расчет берутся календарные дни.
  2. Покупка непродовольственного характера.
  3. Товар соответствует заявленным продавцом характеристикам, отвечает требованиям безопасности и может быть использован по назначению.
  4. Ярлыки, этикетки, внешний вид, документы, подтверждающие покупку, сохранены. Стоит отметить, что отсутствие кассового чека не уменьшает права покупателя по обмену или возврату товара. В такой ситуации он может ссылаться на свидетельские показания и иные свидетельства, подтверждающие приобретение.
  5. При отсутствии следов эксплуатации.
  6. Товар не входит в число предметов, не подлежащих возврату.

Важно: как следует из закона, товар обменивается на предмет нужного фасона, расцветки и т.д. И только в случае отсутствия товара, удовлетворяющего требованиям покупателя, производится возврат денег.

Обмен товара надлежащего качества – когда возможен?

Алгоритм действий при обмене качественного товара или возврате денежных средств:

  1. Соответствие условиям возврата товара надлежащего качества:
  • 14 дней с момента покупки, не считая дня приобретения;
  • сохранение ярлыков, внешнего вида, свойств и заявленных продавцом характеристик;
  • наличие доказательств покупки (чек, квитанция, свидетели);
  • отсутствие недостатков;
  • отсутствие в перечне товаров, не подлежащих возврату.
  1. Обращение к продавцу. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, – паспорт. Военный билет, студенческий, служебное удостоверение не подходят.
  2. В присутствии покупателя составляется акт о возврате товара. В документе указываются следующие сведения:
  • наименование продавца (ООО, ИП и т.д.);
  • данные покупателя (ФИО, адрес, серия и номер паспорта, дата выдачи и орган, выдавший паспорт);
  • наименование товара;
  • причина возврата;
  • дата заключения договора;
  • сумма покупки (цифрой и прописью);
  • подпись и расшифровка покупателя и продавца.
  1. Предъявление товара и документов, подтверждающих покупку. Отсутствие чека не дает оснований для отказа покупателю в обмене товара при наличии иных доказательств, свидетельствующих о покупке. Например, на практике применяется отслеживание покупателя по камерам наблюдения; нахождение чека, хранящегося у продавца.
  2. Сделать предложение об обмене товара надлежащего качества на вариант с нужным фасоном, размером. Предъявлять доказательства того, что товар не подходит, не требуется.
  3. В случае отсутствия товара в торговой точке продавец может предложить покупателю подождать нового завоза. Покупатель вправе согласиться или отказаться. В случае согласия желательно зафиксировать данное действие.
  4. Если обмен невозможен, то товар возвращается, а покупателю выплачивается покупная цена товара. Денежные средства возвращаются:
  • в месте покупки;
  • на расчетный счет покупателя;
  • почтовым переводом.

Денежные средства должны быть возвращены в течение трехдневного срока с даты возврата товара. В случае отказа продавца обменять товар или вернуть деньги следует взять письменный отказ или иным образом зафиксировать отрицательное решение. Возникший спор можно урегулировать на досудебном уровне, обратившись в Общество по защите прав потребителей, или подать иск в суд.

Срок возврата денег за товар надлежащего качества

Выдача денежных средств покупателю происходит, если отсутствует товар, подходящий по размеру, комплектации, цвету, фасону и т.д. Согласно ст. 25 ЗОЗПП на это предоставляется 3 дня с момента возврата товара. Подписанный акт является подтверждением возврата товара.

В случае дистанционной покупки денежные средства подлежат возврату не позднее 10 дней с момента предъявления требования. Транспортные затраты по возврату покупки оплачивает покупатель.

Возврат денег за товар надлежащего качества

Получить деньги обратно можно двумя способами.

Наличными

Возврат денег наличными осуществляется в течение трехдневного срока с момента возврата товара. Дата возврата проставляется в акте. На практике возврат, как правило, осуществляется в день обращения.

По безналу

Согласно ЗОЗПП возврат денег за товар надлежащего качества осуществляется в трехдневный срок. Однако это не означает, что покупатель получит денежные средства в этот период. Обусловлено это тем, что иногда в товарно-денежных отношениях участвует еще одна сторона – банк. В такой ситуации возврат денежных средств может растянуться от нескольких дней до 1 месяца. При дистанционной покупке на удовлетворение требований о возврате отводится 10 дней с момента получения обращения.

Часто задаваемые вопросы

Иногда обмен или возврат товара вызывают определенные вопросы. Рассмотрим наиболее распространенные.

Как вернуть деньги, если не сохранился чек?

Согласно ст. 25 ЗОЗПП покупатель вправе обменять товар хорошего качества в двухнедельный срок при сохранении его товарного вида, ярлыков и документов, подтверждающих покупку. В законе делается оговорка — в случае утраты платежного документа покупатель может ссылаться на свидетельские показания. Например, свидетельства лица, осуществляющего совместный поход по магазинам.

Можно ли возвращать мебель, изготавливаемую под заказ?

Согласно нормативно-правовому акту Правительства № 55 от 19 января 1998 года, мебель и гарнитуры не подлежат возврату, если они соответствуют стандартам качества, безопасности и могут использоваться по назначению. Только при обнаружении дефекта возможен отказ от покупки.

Особенностью мебели, изготавливаемой под заказ, является выполнение по индивидуальным меркам. Так, в случае несоблюдения предоставленных заказчиком параметров ответственность ложится на исполнителя (продавца). В такой ситуации покупатель вправе отказаться от товара, так как он не удовлетворяет заявленным требованиям. В случае ошибки, допущенной при измерении покупателем, рассчитывать на возврат мебели, не подошедшей по параметрам, не стоит.

Можно ли вернуть товар надлежащего качества в день покупки?

Замена товара производится в четырнадцатидневный срок, не учитывая дня покупки. Таким образом, покупку можно обменять (или вернуть деньги) в любой из дней обозначенного периода.

Что делать, если продавец отказывается вернуть деньги за товар?

Покупатель вправе обратиться в органы, осуществляющие защиту прав потребителей, или непосредственно в суд, если ущемлены его интересы. Если продавец не возвращает денежные средства, то покупатель может написать претензию в его адрес. Ее следует направить письмом с уведомлением о доставке. При подаче иска в суд возвращенное уведомление прикладывается как доказательство того, что продавец уклоняется от выполнения норм закона. В судебном порядке покупатель вправе претендовать на возврат уплаченной суммы, пени, компенсацию морального вреда, штрафа.

Сохраните статью в 2 клика:


Обмен товара и возврат денег осуществляется в соответствии с законом, защищающим права потребителей. На процедуру предоставляется двухнедельный срок