Куда жаловаться на ТСЖ?

ТСЖ – это некоммерческая организация, деятельность которой направлена на удовлетворение интересов собственников жилья. Цель создания – управление домом самостоятельно или с помощью привлеченной компании. Организация действует в соответствии с Уставом.

Причины для жалоб на ТСЖ

Основной причиной обращений с жалобой в различные структуры является неисполнение или некачественное осуществление возложенных обязанностей. Деятельность ТСЖ основана на Уставе и договоре, заключенном с жильцами.

Распространенными основаниями обращений (согласно судебной практике) являются:

  • Непредоставление или некачественная подача коммунальных услуг.
  • Несвоевременная уборка помещений в МКД или придомовой территории.
  • Нарушение сроков или невыполнение текущего ремонта.
  • Превышение полномочий председателем ТСЖ.
  • Нерациональное использование имущества товарищества собственников жилья.
  • Неустранение аварий в МКД.
  • Завышение тарифов на коммунальные услуги.
  • Совершение действий, противоречащих законодательству страны.
  • Трата средств жильцов в личных интересах.
  • Спорные ситуации, связанные с общей собственностью МКД.
  • Несогласие с решением ТСЖ, принятом на общем собрании.

Куда жаловаться на ТСЖ?

Независимо от выбранной формы управления домом, собственники квартир вправе получать качественные услуги. В случае несогласия жильцы совместно или единолично могут обратиться в ТСЖ или надзорные инстанции.

Председатель ТСЖ

Председатель – это лицо, осуществляющее управление ТСЖ. Согласно ст. 143 жилищного законодательства собственники жилья имеют право:

  • знакомиться с документами товарищества;
  • получать сведения о выполненной работе;
  • контролировать качество услуг.

Жильцы вправе запросить интересующую информацию у председателя или пожаловаться ему на невыполнение условий договора. Как правило, претензия от одного лица остается незамеченной. Коллективная жалоба дает больший результат.

Жалоба подается двумя способами:

  • Лично председателю. На экземпляре, который остается у жалобщика, проставляются дата и подпись принимающего лица.
  • Почтой. Документ направляется заказным письмом с уведомлением. На возвращаемом корешке указывается дата поступления претензии на рассмотрение.

Ответ должен быть предоставлен в срок, не превышающий 30 дней, в письменной форме. Если решение по жалобе не устраивает заявителя, то он вправе обратиться в иные органы, занимающиеся рассмотрением претензий.

Жилищная инспекция

Жилинспекция – это орган узкой специальности, осуществляющий контроль за:

  • соблюдением жилищного законодательства;
  • техническим состоянием дома;
  • предоставлением услуг в полном объеме;
  • стоимостью тарифов на услуги и работы и т.д.

Жалоба подается:

  • лично в контору жилищной инспекции;
  • заказным письмом;
  • в электронном виде (в некоторых регионах).

Проверка осуществляется в двух направлениях:

  • Финансовой деятельности. Например, проверка тарифов на коммунальные услуги, распоряжения дополнительными средствами, полученными от использования общедомового имущества.
  • Управленческой сферы. Например, необоснованное отключение света и воды, превышение уровня шумов и т.д.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – это государственная структура, осуществляющая надзор за исполнением прав потребителей. Например, жильцы могут обратиться с жалобой, если предусмотренные договором коммунальные услуги не подаются или не предоставляются в полном объеме.

Также обратиться с претензией можно, если имеется нарушение антимонопольного законодательства. Например, взимается плата за работы и услуги, которые не были предоставлены. Жалобу на ТСЖ получится оставить и на сайте.

Алгоритм действий:

  1. Зайти в раздел «Прием обращений граждан». В открывшемся окне появятся требования для написания обращения. Электронная претензия не должна быть более 2000 знаков. Крупное сообщение можно прикрепить в формате doc или ином виде.
  2. Выбрать способ подачи жалобы: с авторизацией в ЕСИА и без таковой. В первом случае обращение может служить основанием для внеплановой проверки. Во втором – жалоба рассматривается, но проверка не проводится.
  3. Нажать на активную ссылку внизу страницы, свидетельствующую об ознакомлении с правилами. Затем автоматически происходит переход к жалобе.
  4. Заполнить предложенную форму.
  5. Нажать «Отправить».

Альтернативными вариантами являются:

  • личное обращение;
  • отправка документа заказным письмом.

Прокуратура

Жалоба в прокуратуру подается, если иные способы решения проблемы не увенчались успехом. Обусловлено это тем, что обращение может быть оставлено без рассмотрения, так как председатель может заявить о том, что не знал о ситуации.

Претензия оформляется в свободной форме. В документе должны обязательно содержаться реквизиты, которые потребуются для рассмотрения вопроса и предоставления ответа. Анонимные жалобы остаются без ответа, а в большинстве случаев и без рассмотрения.

Подать обращение можно:

  • Лично прокурору или секретарю. На возвращаемой копии проставляются входящий номер и дата поступления.
  • Заказным письмом.

Прокурор при выявлении нарушений законодательства дает предписание для их устранения. В противном случае жалоба передается на рассмотрение в суд. О решении заявитель извещается в письменном виде.

Суд

Иск в суд подается, если претензионный порядок не увенчался успехом. Заявление пишется по двум или одному из оснований:

  • Имущественное. Например, предъявление иска к ТСЖ о взыскании сумм, уплаченных за неоказанные услуги.
  • Неимущественное. Например, исковое заявление об обязании проведения ремонта подъезда.

В иске указываются:

  • название и адрес суда;
  • ФИО заявителя или всех истцов, адрес проживания и регистрации;
  • наименование организации, адрес фактический и юридический, ИНН, ОГРН, КПП, дата регистрации в ЕГРЮЛ;
  • название документа: «Исковое заявление о взыскании или об обязании»;
  • суть дела (описывается проблема, досудебные пути решения и т.д.);
  • ссылки на законы, нормы которых нарушены;
  • требование: «Прошу обязать…» или «Прошу взыскать…»;
  • приложения;
  • дата;
  • подпись.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие слова заявителя (квитанции, договор с ТСЖ, бухгалтерская отчетность и т.д.). Документация сдается лично в приемные часы ОСГД или направляется заказным письмом. Если в действиях ТСЖ имеется состав преступления (например, мошеннические действия с деньгами или имуществом), то обращаться следует в правоохранительные органы.

Куда жаловаться на председателя ТСЖ?

В прокуратуру пожаловаться на председателя ТСЖ собственники жилья могут при подозрении на противозаконные действия. В жалобе следует указать, какие нормы закона были нарушены в процессе деятельности. Чтобы не быть голословными, нужно предоставить документы (квитанции, письменный отказ в ознакомлении с бухгалтерской документацией и т.д.). Прокурор обязан среагировать на обращение и произвести проверку. При выявлении противозаконных действий председатель привлекается к уголовной ответственности.

Что лучше — коллективная или персональная жалоба?

Подать жалобу может как отдельный собственник жилья, так и недовольный коллектив жильцов. Отличительными характеристиками второго способа являются:

  • в шапке претензии указываются фамилии всех несогласных жильцов;
  • в конце документа обязательно ставятся подписи всех выше указанных лиц;
  • по тексту употребляются местоимения во множественном числе (мы, нам и т.д.).

В остальном содержание ничем не отличается от персональной жалобы. Однако при обращении в надзорные инстанции коллективное обращение лучше по сравнению с единоличной претензией. Обусловлено это тем, что недовольство одного гражданина может быть связано с личной неприязнью. В случае обращения коллектива в большинстве случаев имеется реальная проблема, требующая незамедлительного решения. В защиту интересов коллектива в суд может обратиться прокурор.

Образец заявления в ТСЖ

Жалоба составляется в простой письменной форме. Факты следует излагать последовательно, со ссылками на нормативные акты, Устав и условия договора.

Документ состоит из следующих основных пунктов:

  • адресат: название ТСЖ, адрес;
  • адресант: ФИО жильца (жильцов), адреса;
  • название документа: «Жалоба», «Заявление», «Претензия»;
  • изложение сути дела;
  • требование;
  • приложения;
  • дата;
  • подпись (или подписи, если заявителей несколько).

Документ составляется в 2 экземплярах. Один остается у заявителя с датой принятия к рассмотрению, а другой сдается председателю ТСЖ или секретарю.

Сохраните статью в 2 клика:


Таким образом, жильцы вправе жаловаться на ТСЖ при несоблюдении условий заключенного договора, нарушении законодательства или Устава. Жалоба на действия ТСЖ или управляющего рассматривается прокуратурой, Роспотребнадзором, жилинспекцией, судом.