Патент для иностранного работника — как оформить и сколько стоит?

На протяжении многих лет в Россию приезжает значительное число граждан других государств с целью найти работу. Чтобы эта деятельность не носила хаотичный характер (а также в целях создания равных условий для трудовых мигрантов и местного населения), была разработана система специальных мероприятий по официальному оформлению прав мигрантов на осуществление трудовой деятельности на территории РФ. Одним из основных документов стал трудовой патент.

Что такое патент на работу и кому он нужен?

Патент на работу является официальным разрешением для иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности у российских работодателей (как юридических, так и физических лиц). Данный документ оформляется трудовым мигрантам, гражданам стран, с которыми у РФ действует безвизовый режим въезда. В настоящий момент таких государств четыре: Украина, Узбекистан, Абхазия, Азербайджан. В получении патента нет необходимости гражданам стран, входящих в Таможенный союз, в 2017 году это — Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия.

Как получить патента на осуществление трудовой деятельности?

Для получения патента иностранный гражданин или его работодатель должен обратиться в миграционное подразделение МВД России региона предполагаемого места работы. Здесь важно учитывать, что документ имеет территориальную привязку, то есть действует только на территории того субъекта РФ, где он был выдан. Что нужно знать ещё — так это необходимость указывать профессию в патенте. Действующая форма документа сделала этот пункт обязательным, причем допускается только одно наименование (и трудиться можно только по данной профессии).

Смотрите также:  Паспорт гражданина РФ - как поменять документ при его негодности?

Патент на работу может быть оформлен только в том случае, если в миграционной карте цель въезда — «работа», а сам гражданин встал на миграционный учет. Оформление патента может быть проведено в течение месяца с момента въезда.

Какие документы нужны для получения патента?

Для получения патента иностранный гражданин должен представить в миграционную службу следующие документы:

  • Нотариальный перевод паспорта;
  • Медицинское заключение о прохождении комиссии;
  • Результаты тестирования по русскому языку, истории России, российскому законодательству;
  • Полис ДМС на весь период работы;
  • Квитанцию об оплате налога на доходы физических лиц за первый месяц действия патента;
  • Фото;
  • Заявление установленной формы.

После подачи документов необходимо пройти дактилоскопическую регистрацию, информация о которой будет приобщена к остальным документам. Государственные органы рассматривают представленные документы в течение десяти рабочих дней, после чего заявителю выдается патент либо выносится мотивированное решение об отказе в его выдаче.

Совет: в настоящее время действует множество посредников, предлагающих услуги оформления трудового патента. Однако следует помнить, что выдача данного документа осуществляется только лично – никакой посредник не может получить патент за другого человека. Проверить подлинность патента можно на официальном сайте миграционной службы, а также на многих специализированных ресурсах.

Срок действия патента

Патент иностранному гражданину может быть выдан на срок от одного месяца до года, конкретный срок определяет он сам и указывает в заявлении на выдачу документа. Для действия патента необходимо произвести авансовый платеж по НДФЛ. Например, если иностранный гражданин оплатил два месяца, то работать он сможет только эти два месяца. Для продления патента ему необходимо внести платеж до наступления третьего месяца, в противном случае он будет аннулирован. Отметим, что закон не предусматривает возможности приостановить действие патента, например, на период поиска работы, болезни и т.д.

Смотрите также:  Эмигрант и иммигрант - в чем разница?

Сколько стоит патент на работу в Москве и других городах РФ?

Стоимость патента для работы зависит от региона, где трудовой мигрант предполагает трудиться. Расчет стоимости патента за один месяц ведется с учетом следующих показателей:

  • Базовая стоимость, регламентированная Налоговым кодексом РФ, которая в 2017 году составляет 1200 руб.
  • Федеральный коэффициент-дефлятор, на 2017 год – 1,517;
  • Региональный коэффициент – устанавливается каждым субъектом РФ самостоятельно, по умолчанию признается равным единице.

Например, в Москве стоимость патента в 2017 году составит 4200 рублей в месяц, дороже всего патент в Якутии – 8762 рубля, а дешевле всего оформить документ на работу иностранцу в Хакасии и Кабардино-Балкарской Республике – 1948 рублей, однако данный тариф действует до тех пор, пока региональные власти не утвердят региональный коэффициент.

Ответственность за нелегальное трудоустройство

Оформление патента является обязательной процедурой для официального приема на работу иностранного гражданина. Несоблюдение данного требования законодательства влечет ответственность как для самого трудового мигранта, так и для его работодателя.

В настоящее время за работу без действующего патента, в том числе и за выполнение трудовых функций вне региона выдачи патента или по профессии, отличной от указанной в документе, иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа, размер которого составляет от 2 до 5 тысяч рублей. В отдельных случаях иностранец может быть выдворен за пределы РФ с наложением запрета на пересечение границы РФ в течение определенного времени.

Работодатель, привлекший на работу иностранного гражданина без патента, может быть оштрафован на сумму от 2 до 800 тысяч рублей. Кроме того, правоохранительные органы могут приостановить деятельность предприятия, где обнаружен нелегальный работник, на срок от двух недель до трех месяцев.

Смотрите также:  Переезд в Болгарию и получение гражданства россиянами

Оформление патента на работу – это первое, что необходимо сделать иностранному гражданину, въехавшему в Россию с целью найти работу. Только при наличии данного документа он может спокойно трудиться, не рискуя быть оштрафованным.

Сохраните статью в 2 клика: