Претензия застройщику о нарушении сроков сдачи дома, об устранении недостатков, о взыскании неустойки – образец

Долевое строительство является выгодным вариантом приобретения жилплощади. Однако не всегда застройщик оказывается добросовестным. В таком случае лицо вправе отстаивать свои права любым законным способом, одним из которых является претензионный порядок урегулирования спора.

Когда можно писать претензию застройщику?

Отношения между застройщиком и участником долевого строительства регулируются заключенным договором. В отношении неоговоренных случаев применяется гражданское законодательство и другие федеральные законы. Согласно условиям договора участник обязан внести или вносить плату за жилье, а застройщик — передать объект в надлежащем состоянии в положенные сроки. Следовательно, в случае нарушения предусмотренных условий заинтересованное лицо вправе обратиться с претензией.

Исходя из этого, досудебная претензия подается в следующих случаях:

  • объект строительства сдан в эксплуатацию не в соответствии с установленными сроками;
  • квартира не сдана участнику долевого строительства;
  • передача квартиры меньшей площади;
  • сдача объекта, не отвечающего требованиям качества и безопасности проживания.

Как написать претензию застройщику?

Написать претензию застройщику может как один дольщик, так и группа лиц. Унифицированной формы претензии нет. Однако документ должен содержать обязательные реквизиты, необходимые для принятия решения по обращению.

Образец претензии к застройщику содержит:

  • Место нахождения застройщика, которое указано в договоре. Желательно указать как юридический, так и фактический адрес;
  • Сведения из договора, в том числе дату подписания и регистрационный номер;
  • Адрес строительных работ;
  • Факт нарушения с предоставлением подтверждающих расчетов и доказательств;
  • Ссылку на законодательство при взыскании неустойки. Так, если неустойка предусмотрена договором, то взыскание осуществляется в установленном размере. В остальных случаях применяется законная неустойка, установленная ГК РФ. Если размер договорной неустойки менее законной, то применяется последняя, так как иначе это будет являться нарушением прав лица;
  • Указание требования. Например, произвести перерасчет платежей, выплатить неустойку и т.д.;
  • Период времени, предоставленный на устранение имеющихся нарушений;
  • Банковские реквизиты в случае, если претензия связана с денежными отношениями;
  • Данные заявителя: ФИО, паспортные данные, адрес регистрации и проживания, контактный телефон;
  • Прилагающиеся документы;
  • Подпись и расшифровку;
  • Дату составления документа.

Как правильно отправить претензию?

Претензия подается:

  • Лично застройщику. В таком случае требуется составить документ в двух экземплярах. Один сдается застройщику на рассмотрение, а второй с входящим штампом остается у заявителя.
  • Через почту. Документы направляются заказным письмом с уведомлением и описью вложений. На возвращаемом корешке указываются дата получения письма, должность и ФИО принявшего лица.
  • Через курьера.

Как рассчитать сумму ущерба?

В случае предъявления претензии о выплате неустойки должен быть приложен документ о произведенных вычислениях.

Для расчета неустойки необходимы следующие сведения:

  • Количество дней. Отсчет начинается с нарушения сроков. Так, если в договоре срок сдачи установлен 01.01.2017 года, то отсчет начинается с 02.01.2017 года.
  • Стоимость квартиры. Данные берутся из договора.
  • Ключевая ставка рефинансирования Центрального Банка.

Вычисление осуществляется по формуле:

  • 1/300 * 2 (для физических лиц) * ставку Центробанка * стоимость квартиры. Полученная величина является суммой неустойки в день.
  • Например, 1/300 * 2 * 10% * 3 млн рублей = 2 тыс. рублей – размер неустойки за 1 день.

Дополнительно осуществляется взыскание неустойки по уплаченным процентам, если приобретение жилья проходит с привлечением ипотечных средств. Дольщик вправе указать в претензии требование об уплате дополнительного ущерба, вызванного нарушением сроков. Например, возмещение стоимости аренды квартиры на период просрочки сдачи жилья. В таком случае требуется предоставление подтверждающих документов (заключенного договора, расписки в получении денежных средств арендодателем и т.д.).

Также осуществляется взыскание морального вреда. Дольщик должен доказать свои моральные страдания. Например, в результате просрочки пенсионер на фоне эмоциональных переживаний получил инфаркт. Справка из больницы и листок нетрудоспособности будут являться основанием для выплаты морального вреда.

Сроки рассмотрения претензии

Согласно общей норме ст. 31 «Закона о защите прав потребителей» предусмотрено удовлетворение требований потребителя в десятидневный срок в следующих случаях:

  • при требовании уменьшении цены за выполненную работу;
  • при возмещении расходов, связанных с самостоятельным устранением недостатков;
  • при возвращении суммы за невыполненную работу, а также возмещении убытков, связанных с данными обстоятельствами.

Однако законом не предусмотрены сроки предоставления ответа в случае просрочки сдачи объекта строительства. В таком случае применяется положение ст. 5 гражданского законодательства, а именно — обычай делового оборота. Как правило, ответ на претензию предоставляется в срок от 10 до 14 дней.

Что делать, если застройщик ответил отказом?

Ответ на претензию должен быть предоставлен в письменном виде. Застройщик может отказать по причине заключения дополнительного соглашения о переносе сроков или согласия большей части дольщиков с такими обстоятельствами дела. Все приведенные доводы не являются основаниями для освобождения застройщика от уплаты неустойки и иных затрат, связанных с нарушением условий договора.

В таком случае претензионный порядок будет выполнен и лицо сможет подать иск в суд с изначально предъявленными требованиями.

Важно: если требования не будут удовлетворены на досудебном уровне, то в случае проигрыша застройщик обязан будет заплатить штраф в размере 50% от присужденной суммы.

Когда можно не писать претензию, а сразу подать в суд?

Претензионный порядок разрешения спора можно не соблюдать в случае отсутствия данного условия в договоре. Тогда лицо вправе сразу обратиться в суд.

Однако претензия имеет 2 преимущества:

  • Возможность досудебного урегулирования спора. В таком случае не придется обращаться за помощью к юристу и бегать по судам, расходуя свое время;
  • В случае соблюдения претензионного порядка при судебном разбирательстве истец вправе претендовать на получение денежной суммы в размере 50% от взысканной неустойки.

Образцы документов

Претензии отличаются содержанием в зависимости от предъявляемых требований.

Претензия застройщику о нарушении сроков сдачи дома — образец

При составлении претензии застройщику о нарушении сроков сдачи дома необходимо подтверждение данного факта. Основанием является превышение установленного времени на передачу ключей от готовой квартиры.

Сроки могут быть указаны:

  • Определенной датой. В таком случае просрочка начинается со следующего дня после указанной даты. Например, день сдачи — 1 ноября 2016 года, просрочка начинается со 2 ноября 2016 года;
  • Промежутком времени. Например, 1 квартал — 2 квартал, в таком случае отсчет начинается со дня, следующего за последним днем указанно периода. Срок сдачи — 4 квартал, просрочка начинается с 1 июля.
  • Указание определенного интервала после окончания строительства. Например, 1 месяц, в таком случае просрочка начинается с окончания указанного срока.

Застройщик вправе продлить сроки сдачи, предварительно уведомив участников строительства за 60 дней до окончания строительства. Однако данный факт не умоляет прав дольщиков обратиться за взысканием неустойки. Указание примерной даты судом не учитывается. Указанное число будет являться окончательной датой. В претензии приводится требование о расчете неустойки за каждый день просрочки и о передаче жилья дольщикам.

Претензия к застройщику об устранении недостатков — образец

Согласно закону «О защите прав потребителя» лицо вправе требовать устранения недостатков с застройщика. Объект строительства передается на основании акта приема-передачи. На этом этапе желательно пригласить специалиста, который выявит недочеты. В случае обнаружения недостатков составляется дополнительный документ.

Лицо вправе требовать:

  • устранения недостатков за счет средств застройщика;
  • соразмерного уменьшения цены;
  • возмещения расходов, связанных с самостоятельным устранением недоделок.

Акт приема-передачи не подписывается до устранения указанных недостатков. За весь период дольщик вправе получить неустойку, а также взыскать дополнительные убытки.

Если требуется срочное подписание акта приемки, то обязательно следует сделать оговорку о том, что жилой объект принимается с недочетами. Для этого необходимо пригласить независимого эксперта, который составит документ об имеющихся недостатках. Оговорка необходима, так как в стандартном акте приема-передачи имеется запись «претензий к качеству произведенных работ не имею…». Лицо вправе обратиться с претензией об устранении недостатков в течение 5 лет (гарантийный срок).

Образец претензии к застройщику о взыскании неустойки

В документе необходимо указать требование об уплате неустойки. Дольщик вправе самостоятельно произвести расчет и приложить его к претензии или доверить произведение вычислений застройщику. Претензия о выплате неустойки может также содержать требование о передаче ключей от объекта или устранении недостатков (если имеются).

Образец претензии к застройщику о взыскании неустойки и устранении недостатков можно найти:

  • в Интернете;
  • в юридической консультации.

Сохраните статью в 2 клика:


Претензионный порядок — один из способов восстановления нарушенных прав. Претензия может быть подана как лично, так и группой лиц. Ответ предоставляется в срок, не превышающий 10-14 дней. Дольщик вправе обратиться суд в случае отказа или отсутствия условия в договоре о претензионном порядке урегулирования спора.