Что такое субвенция: значение, цели в 2019 году

Межбюджетные трансферты – один из основных элементов бюджетной системы. Они обозначают денежные ресурсы, которые передаются из одного бюджета в другой. Одним из самых распространённых видов являются субвенции. Чаще всего они предоставляются вышестоящими инстанциями нижестоящим для стимулирования экономического развития, обеспечения экономического баланса в регионах. На Едином портале бюджетной системы публикуется информация о перечисленных государством средствах. При необходимости каждый может изучить общие данные о субвенциях, сведения о проведённых платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО


Суть и практическое значение субвенций

Субвенция – это вид денежной помощи территориальным субъектам со стороны государства, которую предоставляют на определённый срок и цели.

Термин происходит от лат. «subvenire» – приходить на помощь. Согласно ст. 133 Бюджетного кодекса РФ она начисляется для финансового обеспечения расходных обязательств регионов, муниципальных образований. Субвенции в местный бюджет чаще характеризуются социальной направленностью, например, предназначены для:

  • оплаты жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям населения;
  • выплаты пособий (безработным гражданам, временно нетрудоспособным и др.);
  • оказания социальной помощи (предоставление лекарств, медицинских изделий, технических средств реабилитации);
  • обеспечение жильём и др.

Давайте разберемся, что такое субвенция простыми словами. Так называют деньги, выделенные региональным органам, компаниям из государственного бюджета для выполнения определённой цели. Их предоставляет федеральный бюджет субъекту страны или уже он выделяет местному. В последнем случае сумма формируется из собственных доходов, источников финансирования дефицита денежных средств, начислений из госбюджета.

Смотрите также:  Льготы для молодых семей

Также субвенция может выступать как капиталовложение в определённый объект согласно государственным целевым и региональным программам. Реже встречаются «обратные субвенции», когда местные органы власти перечисляют средства вышестоящим инстанциям. При выявлении фактов нецелевого использования или нарушения сроков – денежная помощь подлежит возврату в полном объёме (это касается и неиспользованного объёма средств).


Претенденты на получение федеральной субвенции в 2019 году

Межбюджетный трансферт такого формата не предоставляют обычным гражданам. Его обладателями могут стать:

  • юридические лица;
  • нижестоящие бюджеты субъектов страны.

Чтобы претендовать на денежную помощь, необходимо иметь достаточные основания, например, дефицит источников доходов, необходимость выравнивания минимального уровня финансового обеспечения субъектов РФ, муниципальных образований. Они отображены в законах, подзаконных актах, решениях органов местного самоуправления, целевых программах разного уровня (федеральные, региональные). Последние могут быть посвящены разным сегментам промышленности, науки, культуры, экономики – в зависимости от потребностей региона.

Начисления для реализации проектов перечисляют местным бюджетам по результатам анализа экономической эффективности, в зависимости от целей субвенций, необходимости обновления фондов, финансового обеспечения инвестиционных программ, участия бюджета получателя. Распределение выплат базируется на фактических, прогнозных показателях развития социальной сферы, экономики выбранного региона, согласно узаконенным методикам. Берут во внимание объём промышленного производства, инвестиций в капитал, количества населения, уровня безработицы, доходов, средней заработной платы.

Особенности предоставления субвенций в 2019 году

Согласно Правилам предоставления единой субвенции, она включает разные виды финансовых начислений, перечень которых утверждается Правительством страны на 3 года. Распоряжение Правительства от 15 июля 2014 г. № 1309-р утверждает 8 субвенций, которые запланированы на 2019-2021 год. Оно включает выплаты на развитие, поддержку разных сфер:

  • охрана здоровья;
  • образование;
  • культурное наследие;
  • организация, регулирование, охрана водных ресурсов;
  • использование охотничьего фонда, выдача разрешений на добычу;
  • заключение охотхозяйственных отношений;
  • охрана животного мира;
  • регистрация актов гражданского состояния.
Смотрите также:  Процедура оформления социальной карты москвича

Грамотный подход к распределению финансов позволит оптимизировать условия формирования региональных бюджетов, предоставить средства для расходных обязательств регионов.

Порядок выдачи субвенции регламентирован на законодательном уровне. Процесс обращения условно делят на несколько этапов. Основание – заявка от органов местной власти, которая включает данные финансовых отчётов. Что касается федеральных начислений, то сначала разрабатывают проекты методик распределения субъектам РФ, исходные данные для реализации расчётов. После этого они направляются в регионы (до 1 августа текущего финансового года). У последних есть всего 20 дней (до 20 числа) для согласования бумаг. На втором этапе проводят сверку исходной информации и рассматривают предложенную методику. Обязательное условие – принятие на этой базе закона о бюджете на будущий год. После этого утверждают порядок расходования выделенных средств. Он отображён в законе и нормативных правовых актах. После одобрения и перевода суммы, она распределяется между нуждающимися ведомствами.

Бюджетная субвенция предоставляется, исходя из принципов:

  • объективности и открытости – процедура получения должна быть прозрачной;
  • единства – распределение денег призвано реализовать национальные ценности, уменьшить разницу в уровне жизни населения разных регионов;
  • системного развития – государственная поддержка назначается с учётом потенциала;
  • целевого использования – субвенция может применяться только с указанной целью, учётом положений в прогнозных, программных документах.

Органы местного самоуправления должны каждый квартал представлять отчёт об использовании средств по утверждённой форме, они несут ответственность за целевое применение субвенции.

Специфика субвенций и обязательные условия

Начисление денежной помощи от вышестоящих органов власти нельзя позиционировать как собственные доходы. Ведь их цель заключается в предоставлении финансовой поддержки территориям, которая не оказывается на долговременной основе.

Особенности субвенций

  • обязательная возвратность – при нецелевом использовании подлежит возврату;
  • денежная форма выдачи;
  • целевое использование;
  • предназначена только для бюджетов низшего уровня, юридических лиц;
  • не облагается налогами.

Отличие субсидии от субвенции

Некоторые отождествляют понятие государственной субсидии и субвенции. Ключевое различие этого вида государственной помощи заключается в том, что субвенция не является адресной, а предназначена для регионального бюджета или юридического лица (в рамках программы). Кроме того, она начисляется не безвозмездно, в отличие от первого понятия, а только под конкретные цели, с соблюдением сроков. Это прямая целевая поддержка, не предполагающая долевого участия.

Смотрите также:  Льготы инвалидам на работе

Субвенция РФ: контроль эффективности

Чтобы гарантировать эффективность использования денег, повысить ответственность исполнительных органов, узаконены строгие меры контроля за израсходованием средств. В частности, в 2019 году для этого применяют:

  • ежегодный мониторинг субвенций бюджета и их реализации (выполняет Минрегион России через сбор информации от федеральных органов исполнительной власти);
  • ежеквартальные отчёты от органов управления об использовании, достижении целевых показателей.

Контроль израсходованием денег субъектами осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Министерство юстиции.

При недостижении местными органами власти целевых показателей руководитель уполномоченного федерального органа может инициировать Президенту предложение об отстранении от должности этих местных органов за ненадлежащее выполнение полномочий, также за это предусмотрена административная ответственность. Субъекты вправе на региональном уровне принять законодательный акт и самостоятельно определять сумму расходов (с обязательным уведомлением Минфина).

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Сохраните статью в 2 клика: