Оферта – что это такое простыми словами

Многие люди часто сталкиваются с таким понятием как публичная оферта. Наверное, каждый хоть раз в жизни видел рекламу с упоминанием о ней. Тем не менее, обычному человеку, не знакомому с юридическими или финансовыми терминами, достаточно сложно разобраться в этом деле. Хотите узнать, что такое оферта простыми словами?

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО


Оферта (лат. offero – «я предлагаю») – это предложение о заключении договора, адресованное неограниченному или ограниченному количеству лиц. Проще говоря, это договор с одинаковыми условиями для разных людей.

В договоре оферты, как и в любом другом, прописаны существенные условия, дающие второй стороне понимание того, о чем это предложение. Если адресат принимает оферту, он выражает свое согласие и становится акцептантом оферты, заключающим договор на условиях, которые оговорены в соглашении.

Оферта может быть заключена в письменном и устном виде.

Закон и оферта в 2019 году

ГК в статьях 435-449 регулирует этот договор.

Договор публичной оферты – это предложение, направленное в сторону неопределенного количества лиц (п. 1, ст. 435 ГК РФ). Предложение отчетливо озвучивает намерение лица считать себя участником соглашения в случае его принятия. Например, ценник в магазине на товаре – это публичная оферта.

Давайте теперь разберемся подробнее в том, что такое договор оферты простыми словами. А это, как и любое соглашение, свод основных условий сделки, а также иные пункты, которые максимально подробно информируют другую сторону об условиях направляемого предложения.

Заключение договора публичной оферты

Публичная оферта заключена, если сторона, направившая предложение, получает на него согласие. Об этом говорят статьи 440 и 441 ГК РФ.

Участники оферты

Инициатор договора – это оферент. Он создает предложение, которое направляется в любой форме. Она может быть, как устной, так и письменной. Но доказательством того, что предложение принято, служит только принятие предложения в письменном виде.

Первый этап договора – это направление предложения. Если адресат его принимает, ответ оформляется письменно. Кроме того, он вправе составить предложение инициатору договора, уточняющее его условия. Например, по поводу сроков, объемов поставки продукции и т.д.

Смотрите также:  Иждивенец - это кто такой? Что такое иждивение по закону?

Оферент, получив встречное предложение, действует следующим образом: он может согласиться с ним, либо не заключать сделку, ссылаясь на невозможность этого действия.

ВАЖНО: Закон не наделяет акцептанта обязанностью заключить соглашение. Он имеет право не отвечать на него, полностью проигнорировав текст оферты на том основании, что сделка для него не представляет экономического интереса.

Виды оферты

Практика показывает, что рассматриваемый договор может делиться на несколько разновидностей:

  1. Публичная
  2. Свободная
  3. Твердая
  4. Без возможности отзыва

Публичная оферта

Простыми словами, что такое публичная оферта. Как было уже сказано выше, публичная оферта – это договор, который адресован неограниченному кругу лиц. Пример, наиболее часто встречающийся в нашей жизни: магазин предлагает покупку товара по определенной стоимости. При этом возраст, гражданство, происхождение покупателя (акцептора) не имеют никакого значения.

Публичной оферте присущи признаки:

  • Предложение формируется в письменном виде. Покупатель не обязан ничего подписывать, а только принять оферту. Он платит за продукцию, а потом получает чек оплаты.
  • В качестве покупателя выступает любое лицо.
  • Одной из известных форм рекламы в сети и на телевидении может быть публичная оферта, если не оговорено иное.

Рекламное предложение, адресованное населению, может быть двух типов:

  1. Оферта, при этом ее условия имеют конкретную дату окончания (срок действия договора), а все озвученные условия неизменны и гарантированы для второй стороны.
  2. Классическая акция рекламного характера.

Примеры договора публичной оферты в 2019 году

  1. Провайдер интернета делает рассылку. Она носит массовый характер и направлена на предложение о том, чтобы предоставить населению услуги по тарифам, скорости, скидкам на получения доступа в сеть. Включая пункты, регулирующие порядок взаимоотношений сторон в случае возникновении сбоев в работе. Те лица, которые ответили согласием на предложение провайдера, заключают с ним договор. А также предоставляют услуги, описанные в нем.
  2. Определенный банк предлагает населению услуги по кредитованию. На его сайте выложены условия их предоставления, а также информация о том, что кредитное предложение – это не что иное, как оферта. Ответом на нее, служат действия пользователя при заполнении анкеты и заявки на займ. С точки зрения ГК РФ, момент заполнения анкеты является принятием предложения. Оферта заключена на условиях, прописанных на сайте. Банки направляют оферту для того, чтобы четко понимать круг своих потенциальных клиентов и не тратить время на тех, кто сомневается в надобности кредита.
  3. Но может быть и обратная ситуация. Например, человек приходит в офис банка и изъявляет желание взять кредит. Ответ банка на оферту – это выдача ему документации для заполнения заявки. А заключение договора ознаменовывается выдачей ссуды, подписанием договора, открытием счета для клиента, на который переводится сумма займа, запрашиваемого человеком.
  4. На рынке ценных бумаг на основе оферты выстроена схема работы дилеров. Участник рынка предлагает на бирже или рынке вне ее определенные котировки – это предложение по покупке или продаже акций. Если другому участнику придется по вкусу это предложение, то сделка оформляется. По аналогичному принципу работает Форекс, котировки кредитных учреждений, драгоценные металлы.

ВЫВОД: публичная оферта адресована сразу нескольким лицам, а не одному определенному человеку, в нее включены существенные условия договора. Из предложения стороны следует готовность заключить договор с теми, кто отзовется на оферту. Лицо, которое приняло оферту, вправе рассчитывать на выполнение всех прописанных в ней условий.

Свободная оферта

Этот договор часто встречается среди фирм, которые только начинают свою работу на новом рынке сбыта. В целях изучения и анализа спроса потребителей юридическое лицо присылает предложение, адресованное целевой аудитории. Любой, кто получил одноименное предложение, имеет право заключить договор. Однако при этом фирма не гарантирует отозвавшимся покупателям заключение договора на оговоренных условиях: например, если большое количество людей отзовется на оферту, то фирма не сможет всем оказать заявленные услуги или продать товары.

Смотрите также:  Что можно передавать в СИЗО?

Отличие публичной и свободной оферты состоит в том, что первая адресуется неограниченному числу лиц, а вторая – конкретным группам лиц (целевой аудитории) в целях изучения их потребностей и деловой активности.

Твердая оферта

Это предложение от одного субъекта (продавца) о продаже товара или услуг. Круг лиц, которым адресовано предложение, изначально четко определен. И второй стороной также может стать гражданин, либо организация. Оферта считается твердой, так как:

  • в ней указан товар, услуга, определенные по своим характеристикам и качествам;
  • заранее оговаривается срок действия оферты;
  • предложение направляется четко определенному кругу лиц.

ВЫВОД: твердая оферта – это направленное в сторону определенного покупателя предложение. В нем указывается срок, в течение которого продавец обязан передать товар покупателю. Если на этот срок последовал акцепт (согласие), оферта заключена.

Оферта без возможности отзыва

Оферент, тот кто предлагает оферту, в большинстве ситуаций может отозвать предложение. Правда, при условии того, что вторая сторона его не приняла. Например, до дня совершения покупки, продавец вправе поменять условия, на которых он адресует покупателю предложение. Но иногда подобное не представляется: предложение, исходящее от продавца, им не может быть изменено, либо он не вправе его отозвать.

Наибольшую практическую значимость рассматриваемый вид оферты приобрел в процессе работы между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Например, если фирма прекращает работать из-за несостоятельности, ее учредители начинают рассылку деловым партнерам с предложением купить организацию. Предложение действительно на неопределенное время и до тех пор, пока кто-либо не изъявит желание приобрести компанию.

Также такой вид оферты используется эмитентами, в связи с предложениями по реализации, погашению ценных бумаг их держателями. Исходя из этого, такой вид оферты говорит о заключении соглашения оферентом. Договор оформляется на условиях со всеми, кто изъявит на то желание. Но оферент не может менять, отменять условия предложения.

Смотрите также:  Оскорбление личности - какая статья, наказание

Реклама и оферта: одно и тоже или разные вещи?

Может ли реклама и предложения, подобные ей, быть по закону офертой? Нет, это исключено, так как рекламная акция не содержит в себе существенных условий договора, а также иных пунктов, по которым сделка может быть заключена.

Реклама преследует цель – представить товар в выгодной позиции. И в лучшем свете, чем у конкурентов.

Аналогичная ситуация складывается по поводу разных предложений, размещенных на сайтах. Информация, которая находится на веб-ресурсах, не может считаться офертой. На сайтах часто не прописываются конкретные условия, которые касаются цены товаров, сроков его передачи. В основном, даются общие его описания и характеристики. Клиента призывают зайти на страничку магазина и более полно ознакомиться с его ассортиментом.

Оферта, изложенная в форме письменного документа, это не что иное, как бизнес-предложение, поступившее от продавца к покупателю. Но правовую силу предложение приобретает в случае, если покупатель согласится с пунктами договора и ратифицирует его. При создании соглашения между сторонами необходимо указывать, что оно является офертой.

В оферте указываются исчерпывающие данные оферента, а также информация:

  • достоверная и полная, которая касается товаров, услуг, подготовленных к продаже;
  • способы оформления сделки;
  • пути взаиморасчетов за покупки, передача реквизитов банковских счетов, форма оплаты и т.д.;
  • штрафы за нарушение условий.

Единая и типовая форма оферты отсутствует. Поэтому договор составляется самостоятельно, но в соответствии с обычаями делового оборота.

Отметим, что образец соглашения по оферте можно составить самостоятельно. Закон не предусматривает в этих правоотношениях единой, унифицированной формы.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Сохраните статью в 2 клика: